Техника - Молодежи, №8, 1996 г.
Не говори ничего плохого.
Это место священно.
Из песни Колдовской Палатки племени чейеннов
Жизнь индейца североамериканских равнин во многом зависела от Великой Тайны - то есть от высших сил природы, которые повелевали всем на Земле. Эти силы ассоциировались с наличием вокруг целого мира духов и мистических существ, которых - чтобы оградиться от бед и напастей - надо было расположить к себе. Без этого ни один индеец не принимал никаких решений и не начинал важного дела.
Но как заручиться поддержкой и защитой высших сил? Как развить умение воздействовать на них?
Столь нелегкой наукой в совершенстве владели шаманы и знахари, впрочем, и простой индеец имел в своем распоряжении немало способов связи с тайным миром. Например - через магические сны и видения, вызвать которые можно было лишь после длительных постов, обрядов очищения в парильне или самоистязаний. Кроме того, определенную власть над силами природы давали 'волшебные' предметы - амулеты, талисманы, обереги. Они, как и лекарственные препараты да и вообще все загадочное и неведомое, на языке индейцев сиу называются 'вакан'. А люди, способные врачевать и общаться с Великой Тайной, - 'вичаша вакан', то есть таинственные люди.
В качестве 'вакан' может использоваться многое - части тела животного, его шкура или чучело, растения, камни, фигурки из дерева, кости или кожи. Обычно такие предметы хранились в священной или колдовской, связке, их также носили в ожерельях, привязывали к волосам, одежде, оружию. Цель при этом преследовалась одна - защититься с помощью 'вакан' от пуль, стрел, болезней. Например, детям на шею надевали мешочек с их же высушенной пуповиной, напоминавший по форме черепашку. Многие воины, отправляясь в военный поход, захватывали с собой кремневые наконечники от стрел или маленькие камни. Их носили в волосах, в виде ожерелья, свято веря в то, что они могут продлить жизнь, поскольку сами бессмертны.
Большой популярностью пользовались ожерелья из когтей медведя - считалось, что этот талисман придает его обладателю силу и отвагу. Изображение стрекозы символизировало такие качества, как быстрота, легкость, стремительность, а шкурки бобров обязательно брались в конные набеги - ведь они, по верованиям, увеличивали резвость боевых коней. Колдовская связка в одних случаях представляла из себя кусок шкуры, в который заворачивались священные предметы, в других - цилиндрический короб из сыромятной кожи, знахари же для хранения своих амулетов и лекарственных трав пользовались кожаной сумкой, похожей на медицинский саквояж.
Связка могла быть индивидуальной, а также принадлежать военному или культовому обществу или всему племени. Самая священная предназначалась для Танца Солнца - важнейшей церемонии индейцев Великих равнин, продолжавшейся несколько дней. Кроме шкурок животных, перьев орла, ароматной травы и прочего, здесь заметную роль играла и фигурка бизона, вырезанная из кожи и крепившаяся на вершине священного столба. При Танце Солнца возносилась коллективная молитва племени, в которой ему испрашивалось благоденствие, здоровье и удача в охоте на бизонов. У чейеннов существовало тайное общество, члены которого в своих обрядах прибегали к приемам черной магии. Их называли людьми-лягушками, или 'носителями смерти', - может быть, потому, что они использовали в качестве 'вакан' высушенные человеческие пальцы и языки. А те хранились в сумке, сделанной из кожи жабы-быка.
У ассинибойнов подобное общество именовалось 'ваэчонса'. Его члены при колдовстве применяли фигурки, вырезанные из бересты или из сыромятной кожи. Когда хотели кому-либо причинить зло, колдуны прокалывали фигурки в четырех жизненно важных точках и закапывали их на вершине холма. После чего оставалось лишь дождаться смерти жертвы.
Иногда в ход шли и вполне определенные научные знания. Скажем, шаманы кайова могли отравить человека ртутью, соскобленной с зеркала и положенной затем в курительную трубку. Но это знакомство с медициной и химией они тщательно скрывали.
Большой почет и уважение вызывали у ассинибойнов поклонники Медведя. Они носили своеобразную прическу и раскрашивались 'под медведя'. А также подражали его повадкам. Среди атрибутов культа были ожерелье из когтей медведя, нож с рукояткой из медвежьей челюсти и щит с медвежьими символами. Эти люди знали способы лечения травами, которые употребляли медведи при своих недугах. Проникнуть в