Однако главной целью, которая заставляла индейцев овладевать магией, была удача в войне.
Чейенны имели две племенных святыни - Четыре Священных Стрелы (южные чейенны) и Священную Шапку (северные). Они выносились на свет, когда племя начинало большую войну священной мести. Четыре Стрелы в колдовской связке, привязанной к копью, нес в бой лучший воин, и, имея столь могущественный талисман, чейенны были неустрашимы и уверены в победе. Другая колдовская связка - 'Гнездо Священной Шапки' - была знаменита тем, что один из ее предметов обладал свойством возвращать назад пули и стрелы противника. Предмет этот - кусок кожи, украшенный волосами со скальпов, - так и назывался: 'возвратитель'.
Надежда на общий талисман, оберегавший все племя, тем не менее не мешала каждому воину заручиться личным покровительством какого-нибудь духа или мистического существа.
В военном походе первым делом требовалось незамеченным приблизиться к неприятелю. Для этого достаточно было прикрепить к волосам чучело ворона. Когда враги уже недалеко, чучело предупреждало об опасности легким клевком в затылок.
Свисток из крыльевой орлиной кости также был сильным амулетом. Если вдруг застали врасплох, следовало только дунуть в него, и вражеская пуля не причинит никакого вреда.
Особая роль отводилась щиту, самому дорогу и почетному предмету боевого снаряжения. Прикрепленные к нему бубенчик или свинцовый шарик были способны отвращать пули, а мешочек со священными предметами - давал силу и приносил удачу. Обычно на щит наносили разного рода рисунки - животных, насекомых, небесных светил или мифических существ. Поскольку конкретное изображение было подсказано вещим сном, оно обладало сверхъестественной силой, оберегающей воина.
Скальп, снятый с врага, являлся не только доказательством доблести, но и передавал боевые качества поверженного противника. Ведь именно в волосах, по поверьям, находилась вся сила человека. Поэтому скальпами щедро украшали оружие, одежду, конскую сбрую и жилище.
Шел ли индеец в военный поход или мирно предавался радостям жизни в родном жилище, он никогда не забывал о трубке - самом почитаемом культовом предмете. Дым от нее считался лучшей жертвой Великой Тайне, и, посылая его небу, земле и четырем сторонам света, индеец молился о благоденствии своем и всех близких.
Трубку хранили в особой сумке, расшитой бисером и окаймленной бахромой, обернутой крашеными иглами дикобраза. Головку вытачивали из красного камня 'катлинит' и инкрустировали свинцом, деревянный мундштук был отделан резьбой или украшен бисером, иглами дикобраза и перьями. В сумке также хранился мешочек с табаком и палочки для забивания табака и прочистки трубки.
Пока у индейца есть трубка - ему можно рассчитывать на помощь высших сил, и он всегда имеет шанс быть услышанным Великой Тайной. Не случайно у совершившего преступление первым делом отбирали трубку и разбивали ее вдребезги...
Что ж, владеть магическими предметами - немалая ответственность, но и большой почет. Много личных и общеплеменных святынь краснокожих было утеряно или уничтожено во время 'индейских войн' прошлого века, какие-то попали в музеи и частные коллекции. Впрочем, некоторыми и поныне владеют хранители-индейцы. Они бережно передают их из поколения в поколение - как, например, Священную Каменную Трубку в резервации сиу 'Шайен - Ривер' в Южной Дакоте, или Священную Шапку в резервации 'Северные чейенны' в Монтане.
Как знать, может, эти овеянные веками 'таинственные' предметы и помогли индейцам остаться индейцами, а не стать американцами?