Шлахтер

Психодинамика колдовства

и в сферу ума) попадает очаровательная девушка. Ощу­тите все ее достоинства, всю ее прелесть, но не формули­руйте свои ощущения словесно. Это очень легко - нужно лишь однажды почувствовать «на вкус» «думание» без слов. И так поступайте с деревом, с цветком, с автобусом, с воро­ной - со всем, что вам встречается, пока вы «поститесь».
Действуя таким образом, вы постепенно приучитесь ду­мать без слов. А это - серьезное достижение. Последователи китайского чанъ или японского дзэн затрачивают чудовищное количество времени и сил на работу со своими парадок­сальными (их можно также назвать паралогическими) коанами к примеру, такими: «Будда есть сухая половая тряпка», «Что такое звук «му»?», или «Услышьте звук хлопка одной ладони». В результате они достигают чрезвычайно активно­го и, при всем том, совершенно безмолвного состояния внутреннего вопрошения, которое затем трансформируется в знаменитое сатори. Это же безмолвное «думание» превоз­носят и христианские мистики; в частности, оно рекомендо­вано ими при творении христовой молитвы. Не правда ли, заманчиво кое-чему научиться у святых безо всяких, так ска­зать, производственных издержек?
Но вернемся к уму и умственной речи. Последняя являет­ся стереотипом первого. Вообще-то, как мы уже выяснили, ум призван конструировать стереотипы поведения - и не только для себя самого, но и для рефлекторной области сознания. Стереотип для ума - то же, что для психики ком­плекс. Советуем вам по возможности избавляться и от того, и от другого. Только не нужно подходить к этому (да и во­обще к паралогии) чересчур серьезно, чтобы не нагородить в себе новых комплексов. В начале века Николай Гумилев писал в своих «Капитанах»:
«...Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет,
внимая заветам седых мудрецов».
Думаете, герой Гумилева потешается над мудрецами? — Ничуть не бывало. Именно «внимая заветам» последних, он и насмехается над всем и вся. Правомерность и, главное, це­лесообразность такой позиции мы обсудим позже. Пока же не рекомендуем вам растранжиривать свои психические си­лы никогда и ни на что - даже на предложенные нами опыты и работу над собой. К этому делу лучше приступать. Играючи - примерно с тем же настроением, с каким вы, не загля­дывая предварительно в программу передач, включаете те­левизор: «Авось, показывают что-нибудь стоящее. А если и нет, так телевизор нетрудно и выключить». Не составляйте программ, не принуждайте себя что-то делать, допустим, с пяти и до семи вечера. Примите такую схему работы: по­пробовал - понял (прочувствовал) - принял в свой арсенал. Если что-то не выходит, не огорчайтесь. Существует множе­ство подступов и к нашему уму, и вообще к любой области человеческой психики. Не смогли подойти с одною конца, значит, сможете с другого. И пусть то, что вам понравится, постепенно входит в вашу жизнь и понемногу ее улучшает.

Глава 3. Открой свой магический мир

В название этой главы мы вынесли один из принципов паралогии. Будем считать его первым.
Начнем с того, что раз и навсегда откажемся от привычки раскладывать все в этой жизни по полочкам. Легко сказать, что снег белый и холодный, а уголь черный и твердый. Только это — все равно что ничего не сказать Нет, снег во­все не белый, а уголь не черный. Вдумайтесь и почувствуйте это. В какой-то момент вашей жизни снег мог быть теплым и соленым, в другой — пушистым, в третий — колючим... Но каждый раз он являлся для вас чем-то иным.
Взгляните на любой предмет, хотя бы на письменный стол перед собою, и почувствуйте основное его функциональное качество, то есть способность ровной и твердой поверхности стола принимать и поддерживать разнообраз­ные предметы — книгу, ручку, монитор, ваши локти и т.п. Ни в коем случае не рассуждайте на данную тему, но просто это чувствуйте. А теперь последовательно ощутите другие каче­ства своего стола: твердость, тяжесть, инертность, способ­ность его ящиков выдвигаться, их вместительность и т.д. и т.п. Наконец, попробуйте почувствовать все eip качества од­новременно. Совершенно верно, это - все то же «думание» без слов, хотя и в несколько углубленном варианте. Разовьем эту нашу способность еще дальше. Только сначала нам не­обходимо выявить для себя еще две особенности, или, луч­ше сказать,