Итак, прежде всего попытайтесь ощутить это самое сознание. Для этого можно немного поиграть собственным вниманием. Захватите щупальцами внимания какой-либо внешний предмет: тот же стол, цветок, монитор, лист бумаги - все, что угодно. Теперь, словно втягивая эти щупальца, как осьминог, обратите внимание внутрь себя — сначала в умственную область, затем переведите его в сферу эмоций. Проделайте это несколько раз: из ума на объект, а затем обратно в ум; и точно так же - из центра эмоций на объект и снова в эмоциональное внутреннее пространство.
Теперь попробуйте присутствовать там, где находится ваше внимание, иными словами, постарайтесь сознавать себя в этом внимании. Не обещаем, что с первого же раза это у вас легко получится. Но отнюдь не потому, что это само по себе трудно. Просто люди не привыкли осознанно распоряжаться своим вниманием. Что ж, придется немного потренироваться. В итоге это должно у вас выходить легко и естественно — само собою.
Йоги утверждают, что человеческий ум, как расплавленный воск, способен принимать любую форму, в которую влит. Надеюсь, вы убедились, что запросто можете становиться шкафом, табуреткой, половиком - всем, чем угодно? А уж Будда-то наверняка мог принимать любые формы еще лучше вас! (Это мы — по поводу уже упомянутого дззнского коана «Будда есть сухая половая тряпка»... - а почему бы и нет?)
Продолжаем развивать новую возможность своего сознания («новую» - в смысле «недавно найденную»). Догадались? - Вот именно, теперь можете попробовать распространить свое внимание-присутствие на людей. И когда вам это удастся в достаточной мере, вы поймете, что значит чувствовать единство со всем сущим — именно так определяют это состояние восточные традиции, — или же, в христианской терминологии, «возлюби ближнего своего»…
В итоге, мы опять-таки приходим к состоянию сталкинга, о котором уже говорилось в предыдущей главе. Только это – не просто повтор, но обещанный подход к искомому явлению немножко с другого конца. Возможно, так у вас лучше получится… А кроме того, тот же плод, но выращенный по-иному, обладает особым вкусом.
Нужно подчеркнуть, что предложенная практика имеет самостоятельное значение и немаловажное. Как известно, в зависимости от преобладающей ориентации внимания того или иного индивидуума психологи делят всех людей на два основных типа: экстравертов и интровертов. Внимание и интересы первых преимущественно устремлены во внешний мир, вторых - в мир внутренний. Для каждого из утих психотипов есть свои области повышенных возможностей, равно как и зоны некомпетентности. Например, командовать батальоном или выступать за ведущий хоккейный клуб предпочтительнее экстраверту. Но никакой экстраверт не сумеет так живо вспомнить «чудное мгновенье» или столь упорно бормотать себе под нос «Харе Кришна», как самый заурядный интроверт. Следовательно, для нас весьма заманчиво обрести способность по собственному желанию экстраверсироваться или интроверсироваться в зависимости от ситуации - да хотя бы ради эффективного общения с себе подобными, которые, увы, таковой способностью, как правило, не обладают. А между тем, она вполне доступна каждому из нас и является производной функцией от нашего умения управлять своим вниманием.
Эта же способность позволяет нам легко входить в состояние пустоты, или же, иными словами, останавливать внутренний диалог, наше никогда не утихающее в обычном состоянии «биение» мысленного фона. Механизм реализации в своем сознании пустоты достаточно прост. Дело в том, что человек способен одновременно фиксировать внимание лишь на двух объектах и не более того.
Проделаем небольшой опыт. Протяните перед собою обе руки. Сосредоточьтесь одновременно на ощущениях обеих кистей, постарайтесь чувствовать их одинаково отчетливо. При этом вы входите в некое состояние, при котором у вас в голове не остается никаких мыслей. Это и есть остановка внутреннего диалога. Не ищите ее где-то вне себя - она, что называется, всегда у вас «под руками». Наверняка с вами уже много раз случалось такое: вроде бы, вы о чем-то задумались, и тут вас кто-то окликает и спрашивает: «О чем ты думаешь?» Вы пытаетесь уяснить это для себя и не можете, ибо на самом-то деле ни о чем и не думали вовсе.
Психодинамика колдовства, страница 1Психодинамика колдовства, страница 2Психодинамика колдовства, страница 3Психодинамика колдовства, страница 4Психодинамика колдовства, страница 5Психодинамика колдовства, страница 6Психодинамика колдовства, страница 7Психодинамика колдовства, страница 8Психодинамика колдовства, страница 9Психодинамика колдовства, страница 10Психодинамика колдовства, страница 11Психодинамика колдовства, страница 12Психодинамика колдовства, страница 13Психодинамика колдовства, страница 14Психодинамика колдовства, страница 15Психодинамика колдовства, страница 16Психодинамика колдовства, страница 17Психодинамика колдовства, страница 18Психодинамика колдовства, страница 19Психодинамика колдовства, страница 20Психодинамика колдовства, страница 21Психодинамика колдовства, страница 22Психодинамика колдовства, страница 23Психодинамика колдовства, страница 24Психодинамика колдовства, страница 25Психодинамика колдовства, страница 26Психодинамика колдовства, страница 27Психодинамика колдовства, страница 28Психодинамика колдовства, страница 29Психодинамика колдовства, страница 30Психодинамика колдовства, страница 31Психодинамика колдовства, страница 32Психодинамика колдовства, страница 33Психодинамика колдовства, страница 34Психодинамика колдовства, страница 35Психодинамика колдовства, страница 36Психодинамика колдовства, страница 37Психодинамика колдовства, страница 38Психодинамика колдовства, страница 39Психодинамика колдовства, страница 40Психодинамика колдовства, страница 41Психодинамика колдовства, страница 42Психодинамика колдовства, страница 43Психодинамика колдовства, страница 44Психодинамика колдовства, страница 45Психодинамика колдовства, страница 46Психодинамика колдовства, страница 47Психодинамика колдовства, страница 48Психодинамика колдовства, страница 49Психодинамика колдовства, страница 50Психодинамика колдовства, страница 51Психодинамика колдовства, страница 52Психодинамика колдовства, страница 53Психодинамика колдовства, страница 54Психодинамика колдовства, страница 55Психодинамика колдовства, страница 56Психодинамика колдовства, страница 57Психодинамика колдовства, страница 58Психодинамика колдовства, страница 59Психодинамика колдовства, страница 60Психодинамика колдовства, страница 61Психодинамика колдовства, страница 62Психодинамика колдовства, страница 63Психодинамика колдовства, страница 64Психодинамика колдовства, страница 65Психодинамика колдовства, страница 66Психодинамика колдовства, страница 67Психодинамика колдовства, страница 68Психодинамика колдовства, страница 69Психодинамика колдовства, страница 70Психодинамика колдовства, страница 71Психодинамика колдовства, страница 72Психодинамика колдовства, страница 73Психодинамика колдовства, страница 74