Шлахтер

Психодинамика колдовства

Поймете ли вы друг друга? Конечно же, нет. Так обстоит дело даже с самыми простыми словами - тем более, с теми, ко­торыми обозначены сложные понятия.
В этой связи нам вспоминается весьма забавный случай, имевший место в славной столице культуры городе Санкт-Петербург. Одному нашему знакомому художнику была заказана вывеска для офиса, на ко­торой, по настоятельному требованию заказчика, долженствовал быть изображен героический троянец Эней. (Дело в том, что фирма-заказчик, зани­мавшаяся производством бутылок и иной стеклота­ры, именно так и называлась, «Эней».} В общем, приносит наш художник эскцз вывески Рассмотре­ли его заказчики, затылки почесали и говорят, что называется, без энтузиазма:
- Неплохо, конечно... Только нам другой Эней тре­буется. Дело мы имеем со стеклом, так что наш Эней просто обязан дуть - ну, как на итальянской картине неизвестного мастера (неизвестного – это для нас, а для тебя, художника, данное полотно не­пременно должно быть известно).
Бедняга-художник даже вспотел: как это дуть?! И что это за картина такая, на которой троянский беглец не по морю плывет, не с врагами сражается, не женщин охмуряет, а вульгарно дует, точно кустодиевская купчиха на чай?! Впрочем, художник был догадлив, а потому вскоре и сообразил, чего же от него хотят. Оказалось, что заказчики имели в виду античного повелителя ветров Эола, только малость перепутали имя.
Еще древние арьи к немалому своему огорчению подметили, что любое слово человек мыслящий трактует так, как ему заблагорассудится в данный момент, а в следующий - уже совсем по-другому; об этом печальном факте сказано предостаточно в их священных писаниях.
Вообще же, чтобы выявить своеобразие того или иного народа, достаточно обратиться к его языку. Например, у якутов более пятидесяти слов обозна­чают ветер. Причем это не совсем синонимы. Одно слово определяет сильный и холодный северо­-восточный ветер, другое - умеренный западный и т.д. Конечно, для оленеводов, кочующих в тундре, ветер - существенное явление.
У манси, таежных охотников, двадцать слов обо­значают тайгу, лес. У индийцев множество слов ис­пользуется для обозначения различных аспектов че­ловеческого сознания. Не случайно же именно этот период породил столько религий и философских сис­тем. Возможно, кого-то заинтересует, какие жиз­ненные явления наиболее полно представлены нынче в нашем родном русском или, скажем, в почти уже нашем, но, слава Богу, еще не родном английском. Наверное, это что-нибудь из области торговли...
К сожалению, и тысячи слов, и даже всего словаря, как правило, бывает не достаточно, чтобы аде­кватно передать самые простые вещи. (К счастью, это справедливо только в плоскости логики.) Отто­го-то и существует в мире поэзия. На наш взгляд, истинная поэзия - это попытка языковыми средст­вами - ритмом, звучанием, метафорой - передать непередаваемое. Иначе говори, поэзия отражает не' осознанное инстинктивное стремление человека к паралогии. Настоящая поэзия, будучи даже непонятной, все-таки доходчива. То же самое можно сказать и о музыке, и о живописи, и о танце - и во­обще о любом искусстве. Итак, паралогия - это истинное искусство, или квинтэссенция всех искусств.
В чем же, с нашей точки зрения, разница между наукой и искусством? Наукой - как, впрочем, и искусством - называют весьма разнородные явления. Например, физика - это наука; история - это тоже наука. Что же в них общего? Да то, что в обеих предмет познания рассматривается как бы со сто­роны. Иначе говоря, научное постижение чего-либо подразумевает деление на субъект и объект, на зрящего и зримое, на познающего и познаваемое. В искусстве же творение и творец слиты воедино. За­частую наш язык демонстрирует вопиющую ску­дость, выделяя только одно слово для обозначения совершенно разных по сути явлений. К примеру, ме­дицина, изучающая влияние тех или иных факторов на здоровье человека. - это, конечно, наука. Но дей­ствия хирурга, удаляющего у пациента опухоль, - это уже искусство Тем не менее и то и другое мы, не задумываясь, называем медициной или даже на­учной медициной. Повторяем, паралогия - это искус­ство и даже нечто большее, чем просто искусство, но живительная сила всех возможных искусств.
Теперь вернемся к языку. Наши ключевые слова - глаголы «понимать» и «знать». Вот мы и хотим, чтобы вы поняли и знали то значение, которое нами в них вкладывается. На наш взгляд,