Шлахтер

Психодинамика колдовства

нежели на резервуар. То есть он как бы выцежи­вает «новые» или «хорошо забытые старые» идеи из коллек­тивного бессознательного, а не достает их из собственного амбара. Именно поэтому коллективное бессознательное час­то называют кладовой мира. Вы только подумайте: весь ду­ховный опыт человечества за все века его существования, коих прошло немало, собран там! Впечатляет? Между прочим„ о дно из преимуществ человека силы, владеющего вы­соким искусством, — это способность свободно входить в коллективное бессознательное и пользоваться его сокрови­щами.
Так вот, мощнейшими человеческими идеями являются концепции ада и рая, и в нашей психике, хотим мы того или нет, существуют области, целиком отведенные для этих це­лей. Что есть внутренний рай? — Это — квинтэссенция на­слаждения, полное всеобъемлющее абсолютное наслажде­ние. Ученые мужи обнаружили в мозге человека конкрет­ный участок, который заведует областью психики, реали­зующей наше наслаждение. И не только в мозге человека, но и в аналогичных структурах прочих млекопитающих, в частности, крыс. Последнее для мужей, обремененных уче­ностью. явилось настоящим подарком ибо всевозможных крыс у них было предостаточно. Итак, не отвлекаясь на дис­куссии о гуманизме, они взяли одну из крыс и вживили ей в мозг электрод, к которому присоединили какую-то кнопку. Затем крыса случайно на нее нажала - что, собственно, и требовалось, - и в ее мозгу взорвался фейерверк наслажде­ния. Тогда, ни мало не заботясь о том, что своим поведени­ем опровергает мнение Ивана Петровича Павлова (наш мас­титый мучитель собак утверждал, что для формирования у животных условного рефлекса требуется не менее трех слу­чаев совпадения заданных условий с испытываемым ощуще­нием), крыса с первого же раза все вычислила и от кнопки больше не отходила. Бедное животное позабыло обо всем на свете: о пище, о воде и даже об общении с особью про­тивоположного пола; оно только нажимало и нажимало эту восхитительную кнопку, испытывая каждый раз безмерное наслаждение.
Однако для достижения аналогичного результата вовсе не обязательно сверлить себе череп и вставлять в него элек­трод. Достаточно нащупать в себе нужную психическую зо­ну и научиться пребывать в ней длительное время. Этим и занимаются все великие йоги, впадая в свое пресловутое со­стояние самаддхи. Они раздражают соответствующие области мозга и, экономя таким образом на героине или ЛСД, до­биваются блаженства, равного крысиному. Окружающие восторженно ужасаются: вот сидит в позе лотоса уже сорок суток, ничего не есг, не пьет — только улыбается; как здорово он продвинут! Мы согласны, что такой йог действительно здорово продвинут, только продвинулся-то он к могиле.
В общем, внутренний рай интересует нас мало, ибо нет в этой области для нас ничего полезного. Иное дело — психи­ческий ад. В нем собрано все, что мы от себя гоним, и в чем самим себе не решаемся признаться; все, что вызывает в нас отвращение и восторг одновременно. Вот именно, какой-то необъяснимый восторг, смешанный с отвращением. Именно там - все наши неудовлетворенные желания и несбывшиеся надежды, наши восхитительные и мерзкие фантазии, там наши удивительные сны, которые мы сразу же стараемся за­быть и никогда не вспоминать.
Сны снятся всем без исключения людям, причем каждую ночь. Тот, кто полагает, что вообще не видит снов, глубоко заблуждается. Просто он великолепно научился их забывать, то есть сразу же отправлять в свое подсознание, в свой внут­ренний ад. У многих из вас, наверное, было такое: поутру вы просыпаетесь и смутно припоминаете, что совсем недавно видели во сне что-то очень интересное, а вот, что именно это было, вспомнить никак не можете. Случалось такое? - Прекрасно! Это - стереотипная реакция психики: забыть, за­быть, забыть... Возможно, кто-то припомнит и другой слу­чай. Проснувшись утром и вспоминая свой недавний сон, вы брезгливо пожимаете плечами: это надо же, такая гадость померещилась! Бывало так? — Замечательно! Это — ни что иное, как прорыв в сознание информации из вашего внут­реннего ада.
Умение проникать в свой психический ад и с ним рабо­тать есть путь развития. Действительно, где же нам и разви­ваться, как не в аду! Только там можно почерпнуть особую силу, которая и является движителем нашего совершенство­вания. В раю возможна лишь деградация. Существует специ­альная