Петр Успенский

Четвертый путь

быть искренним является очень трудным, потому что у нас много отговорок.

Только искренность и полное признание того факта, что мы являемся рабами механичности и ее неизбежных результатов, могут помочь нам найти и разрушить буфера, с помощью которых мы обманываем себя. Мы можем понять, что такое механичность и весь ужас механичности, только когда делаем нечто ужасное и полностью сознаем, что это была механичность в нас, которая заставила нас делать это. Необходимо быть очень искренним с собой, чтобы увидеть это. Если мы пытаемся скрывать это, находить извинения и объяснения, мы никогда не осознаем этого. Это может причинить ужасную боль, но мы должны выносить ее и стараться понять, что только путем полного признания самим себе мы можем избежать повторения этого снова и снова. Если мы полностью поймем это и не будем пытаться это скрывать, то можем даже изменить результаты.

Мы можем бежать от пут механичности и разрушить ее силу посредством сильного страдания. Если мы пытаемся избежать страдания, если боимся его, если пытаемся убедить себя, что ничего плохого в действительности не случилось, что, в конце концов, это не важно и что вещи могут происходить точно так же, как они шли раньше, мы не только никогда не убежим, но будем становиться более и более механическими и очень скоро придем к состоянию, когда для нас не будет никакой возможности и ни одного шанса.

ГЛАВА VII

Множественность и. отсутствие постоянного *Я" - Пять значений слова "Я" - Различные личности, симпатии и антипатии - Бесполезные и полезные личности - Магнетический центр и Заместитель Управляющего - Деление себя на "Я" и "господина X" - Ложная личность - Что такое "Я" - Изучение ложной личности как средство научиться вспоминать себя - Усилия для борьбы против ложной личности - Необходимость контроля - Ложная личность и отрицательные эмоции - Что надежно и ненадежно в самом себе - Страдание и его польза - Не говорить "Я" без различения - Ложная личность искажает идеи настоящей. системы - Главная черта или черты - Необходимость знания своей слабости - Статическая Триада - Оценка - Опасность раздвоения - Кристаллизация

КОГДА МЫ СПРАШИВАЕМ, КАК БЫТЬ МЕНЕЕ МЕХАНИЧЕСКИМИ, нам говорят - быть более пробужденными; когда мы спрашиваем, как пробудиться, ответом является - не отождествляться; а когда мы спрашиваем, как не отождествляться, ответом является - вспоминать себя. Это кажется кругом, так как каждый метод является дополнением для другого. Можем ли мы получить дополнительную помощь, чтобы опробовать какой-либо или все из них?

О. Это не совсем правильно, так как каждая из этих попыток имеет свою собственную характерную черту и вкус. Все они различны. Необходимо пробовать со всех возможных сторон, чтобы разрушить стену. Это очень высокая и очень прочная стена, которую мы должны разрушить.

Но мы не начинаем с этого - мы начинаем с нашей множественности. Когда я впервые говорил о многих "я" в нас, я сказал, что новые "я" выскакивают в каждое мгновение, управляют в течение короткого времени и исчезают, и многие из них никогда не встречаются. Когда вы сознаете, что вы не едины, что вы множество, что вы можете знать кое-что определенно о некоей веши утром и ничего не знать о ней после полудня, тогда это сознание является началом. Я не имею в виду, что если мы сознаем эту множественность, мы можем изменить ее и стать иными; но это осознание есть первый шаг.

198

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

В. Я не вижу, почему различные симпатии должны означать различные "я" или группы "я".

О. Потому что одно и то же "я" было бы идентичным. Когда вы говорите "я", вы думаете о целой вещи. В действительности это только малая часть вас. Мы можем существовать только потому, что мы не можем вложить весь капитал в каждое "я", иначе мы обанкротились бы. Мы вкладываем только гроши. Наши "я" - это гроши. Допустите, что вы имеете некоторое количество монет, все - грошами. Каждый момент, когда вы говорите "я", вы используете грош. Это ошибка; даже такими, какими мы являемся, мы стоим больше, чем грош.

В настоящей системе о слове "я" можно сказать пятью способами на пяти различных уровнях. Человек в своем обычном состоянии представляет собой множественность "я"; это есть первое значение. Когда человек решает работать, появляется "наблюдающее Я", или группа "я" (показанная на схеме черным); это есть второе значение. Третье значение, показанное самым малым кругом, это когда появляется Заместитель Управляющего. Он имеет контроль над некоторым числом "я". Четвертое значение, показанное