Петр Успенский

Четвертый путь

Когда вы мыслите правильно, вы найдете способы иметь с ней дело. Вы не должны оправдывать ее;

она живет на оправдании и даже прославлении всех своих черт. В любой момент нашей жизни, даже в спокойные моменты, мы всегда оправдываем ее, считая ее законной и изыскивая всевозможные извинения для нее. Это есть то, что я называю ошибочным мышлением.

При изучении ложной личности мы начинаем больше и больше видеть механичность. Параллельно с осознанием нашей механичности мы изучаем, как выйти из нее посредством создания чего-то, что не является механическим. Как мы можем сделать это? Сначала мы должны подумать о том, чего мы хотим, отделить важное от неважного. Работа над собой, желание знать себя и идеи работы, борьба за создание сознательности не являются механическими - в этом мы можем быть уверены. И если мы взглянем с этой точки зрения, мы увидим много воображаемых вещей в себе. Эти воображаемые вещи являются ложной личностью - воображаемые эмоции, воображаемые интересы, воображаемые представления о самих себе. Ложная личность крайне механична, поэтому снова надо провести деление на сознательное и механическое. Эта механическая часть нас основана главным образом на воображении, на ошибочных взглядах обо всем и, прежде всего, на ошибочном представлении о самих себе. Мы должны осознать, как сильно мы находимся во власти этой ложной личности и выдуманных вещей, которые не имеют никакого реального существования, и мы должны отделить то, на что мы можем реально положиться, от того, что не является надежным в нас самих. Это может служить как начало. Когда мы узнаем себя лучше, это поможет нам пробудиться. В. Считаете ли вы, что мы должны изучать нашу ложную личность методом сбора материала, наблюдений?

О. Методом разделения самих себя, путем отказа говорить всему "я". Вы можете реально применять слово "я" только в отношении к более сознательной части вас самих - желанию работать, желанию понимать, осознанию непонимания, осознанию механичности; это вы можете называть "я". "Я" начинает расти только в связи с изучением, с работой над собой; иначе оно не может расти и нет никакого изменения. Постоянное "Я" не приходит

ГЛАВА VII

205

сразу. Все иллюзорные "я" исчезают одно за другим, и реальное "Я" постепенно становится сильнее и сильнее, главным образом через самовоспоминание.

Самовоспоминание в смысле просто осведомленности является очень хорошим, но, когда вы идете дальше, оно становится связанным с другими интересами, с тем, что вы хотите получить. В данное время один момент вы помните это, а затем, в течение дня или недели, вы забываете это; но необходимо помнить это все время.

В. Является ли целью самовоспоминания постепенное раскрытие постоянного "Я"?

О. Не раскрытие; самовоспоминание - это подготовка основы для него. Постоянного "Я" там нет. Оно должно расти, но оно не может расти, когда все оно покрыто отрицательными эмоциями, отождествлением и другими подобными вещами. Поэтому вы начинаете с подготовки основы для него.

Но прежде всего, как я сказал раньше, необходимо понять, что такое самовоспоминание, почему лучше помнить себя, какой эффект оно будет производить, и т. д. Необходимо думать об этом. Кроме того, в попытке вспоминать себя необходимо сохранять связь со всеми другими идеями настоящей системы. Если берется одно и упускается другое, например, если идет серьезная работа над самовоспоминанием и упускается из вида деление на многие "Я", если человек принимает себя за одно (как единство), самовоспоминание будет давать ошибочные результаты и даже может сделать развитие невозможным. Имеются школы, например, или системы, которые, хотя они и не рассматривают это таким образом, тем не менее основаны на ложной личности и на борьбе против совести. Такая работа должна, несомненно, создавать неправильные результаты. Сначала она будет создавать некоторого рода силу, но развитие высшего сознания будет невозможным. Ложная личность либо разрушает, либо искажает память.

Самовоспоминание должно быть основано на правильной функции. В то же самое время, работая над ним, вы должны работать над ослаблением ложной личности. Некоторые линии работы указаны и объяснены с самого начала, и все они должны идти совместно. Вы не можете делать только одну вещь и не делать другой. Все необходимы для создания правильной комбинации, но сначала должно прийти понимание борьбы с ложной личностью. Допустите, что кто-то пытается вспоминать себя и не хочет делать усилий против ложной личности. Тогда все ее характерные черты вступят в игру,