только вспомогательным, оно может помочь. Но для того, чтобы изменить наше бытие, - и к этому относится знание, - мы должны сначала осознать и понять наше сегодняшнее состояние. Как только мы начинаем понимать состояние нашего бытия, мы начинаем учиться тому, что делать с собой.
В. Что вы имели в виду, когда сказали, что развитие только одного знания или только одного бытия дает плохие результаты?
0. Возможно, вам поможет, если я скажу вам, как впервые услышал об этом. Если знание развивается вне бытия, результатом будет "слабый йог" - человек, знающий все и ничего не способный делать. Если бытие развивается в стороне от знания, результатом будет "глупый святой" - человек, способный делать все, но не знающий, что делать.
Если вы сравните настоящую систему с другими, вы найдете, что именно в значении, которое она придает этой идее бытия, она отличается от других систем, философских и разных иных. Другие системы имеют дело со знанием или поведением. Они допускают, что такими, какими мы являемся, мы можем знать больше или вести себя различно. В религиозных системах "вера" и "поведение" обычно рассматриваются как добровольное бытие. Каждый может быть хорошим или плохим - это произвольно. Но настоящая система несет идею различных уровней бытия. На нашем сегодняшнем
66ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ
уровне бытия имеется одно знание, одно поведение, одна вера, - все это определяется бытием. Но сначала приходит знание - как мало мы знаем. Вы начинаете изучать себя: вы осознаете, что являетесь машинами, но что вы можете стать сознательными. Машина начинается на некотором уровне бытия. Все, что она может или не может делать, зависит от этого уровня. Попытайтесь понять, что подразумевается под бытием, уровнями бытия, изменением бытия. Настоящая система говорит, что все - силы, энергия, различного рода деятельность, все они зависят от уровня бытия. Мы не можем знать больше вследствие нашего уровня бытия. В то же время малейшая разница в уровне бытия раскрывает новые возможности для знания и для "делания". Все наши силы определяются нашим уровнем бытия.
В. Я понял так, что все мы находимся на одном и том же уровне.
О. Да, по сравнению с человеком No 4. Но имеются люди, которые находятся дальше от уровня человека No 4, и другие, которые находятся ближе к нему. Как и во всем другом, здесь имеются степени. Существует значительное расстояние между двумя уровнями, но существуют и промежуточные состояния. То же самое в нас: каждый из нас может быть различным в различные моменты.
Имеется небольшая разница между людьми, но недостаточно измерять бытие. Все нормальные люди рождаются на одном и том же уровне и имеют одинаковые возможности. Никто не может родиться выше, чем на обычном уровне. Мы не можем достигнуть чего-либо без специальной тренировки. Незначительными различиями среди людей являются различия в функциях, но действительным различием бытия является различие состояния сознания. Различие в функции есть одностороннее различие.
В. Можете ли вы подробнее объяснить степени различия между нами и человеком No 4? Я хочу понять.
О. Это правильный вопрос; и вы можете понять это путем наблюдения других людей и себя. Имеются люди No 1, 2 и 3, которые вообще не интересуются возможностью развития, или достижением знания, или чем-либо подобным. Затем есть те, которые имеют возможность некоторого понимания, но оно движется от одной вещи к другой - ненаправленный интерес. Затем может быть направленный интерес, начало магнетического центра, встреча с влиянием С и т. д. Поэтому человек 1, 2 и 3 может быть очень разным - он может быть ближе к возможности развития, дальше от этих возможностей или даже без каких-либо возможностей.
В. Как может человек понять знание других людей, если сам не находится на том же уровне?
О. Имеете ли вы в виду того, кто может учить, кому человек может доверять и т. д.? На том уровне, где мы находимся, мы
ГЛАВА и
67можем судить о знании людей, но не об их бытии. Мы можем видеть безошибочно, кто знает больше. Но в бытии мы легко можем ошибиться. Допустим, вы встречаете кого-либо, кто знает больше, чем вы, но вы подозреваете, что его бытие ниже. Вы ошибаетесь, ибо не ваше дело судить о его бытии. Оставьте его бытие в покое и попытайтесь поучиться у него. Мы не способны видеть уровни бытия более высокие, чем наш собственный; мы можем судить об уровне бытия только на том же уровне, что и наш, или более низком. Важно помнить этот принцип.
В. Является ли настоящая система системой знания?
О. Настоящая