Петр Успенский

Четвертый путь

можем знать только то, что испытали сами, не ограничивает ли это нас в этом маленьком мире?

0. Мы знаем не только то, что испытываем сами; мы знаем то, что испытали другие люди. Полной идеей школы является изучение на основании опыта других людей, не таких людей, как мы, но людей высшего разума, иначе не может быть никакой школы. Если школа ограничена только тем, что мы знаем сами, тогда это не школа.

В. Не заставляет ли нас искать школу вера в то, что там существует нечто сверх того, что мы знаем?

0. Имеется много вещей сверх того, только мы должны понять, что наша возможность познания, действительного познания, весь-

ГЛАВА IV

129

ма ограничена в настоящих условиях. Мы можем формулировать задачи, можем создавать теории, но не можем находить ответы на них, или можем находить только теоретические ответы, так что один ответ является столь же хорошим, как и другой. Но мы можем надеяться и ожидать, что если изменим наше состояние сознания и усовершенствуем наш внутренний механизм, мы, возможно, будем знать больше.

В. Стоит ли школа за самопосвящение?

0. Что значит самопосвящение? Все это слова. Что значило бы быть посвященным в китайский язык? Это означало бы изучить его, быть обученным. Вы не можете быть посвященным в китайский язык путем возложения рук на вас. Посвящение есть работа. Двое людей могут быть в одной и той же школе, и для одного это будет школа одного уровня, а для другого - школа другого уровня. А для третьего она может не быть школой вообще. Это зависит от того, насколько глубоко человек находится в ней. Наивысшая школа может быть на очень низком уровне, и одна и та же школа может быть на различных уровнях, в зависимости от людей в ней. Это требует работы и требует помнить о цели.

В. Если школы столь важны, почему тогда они не имеют большего влияния в мире?

0. Школы могут действовать только через людей, заинтересованных в них. Они не могут сделать ничего, если они окружены равнодушными людьми. Возможность школ влиять на жизнь обусловлена общим отношением к школам. Чтобы иметь влияние, школы должны иметь людей, которые заинтересованы и которые будут повиноваться. Но это должно идти снизу, это не может создаваться школами. Школы могут бросить в мир В-влияния, но если люди не заинтересованы в них, школы ничего не могут сделать. Они не могут применять насилие.

В. Может ли школа что-то потерять путем раскрытия своего знания?

0. Школа может потерять многими различными путями. Мы подойдем к этому вопросу позднее. Это зависит от того, кому она дает знание. Если она только дает и ничего не получает, она, конечно, будет терять. Если человек имеет деньги и начинает давать их всем, заслуживают ли они этого или нет, он потеряет деньги.

В. Вы сказали, что если мы нуждаемся в школе, мы должны принять участие в ее создании. Как мы можем сделать это?

0. Мы должны помнить, что уровень школы зависит от уровня бытия людей, составляющих ее. Если нет достаточного количества людей с магнетическими центрами, тогда никакой школы быть не может. Но простое посещение лекции и восприятие того, что слышит каждый, не показывает наличия магнетического центра.

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

130

В. Будет ли распространение идей школы и языка школы среди других людей какой-либо помощью с точки зрения школы?

О. Идеи не могут быть распространены в правильном виде - это важно понять. Было бы очень хорошо, если бы это могло быть сделано, но это невозможно. Слова остались бы, но сами идеи были бы различны. Если было бы достаточно распространять их, зачем были бы необходимы школы? Язык распространится сам, может быть, даже при нашей жизни, но идеи войдут в общее употребление в неправильной форме. Например, не было бы различия между "деланием" и "случаем".

В. Мы говорим о школах и различных уровнях. Не слишком ли это запутанно? Что означают более высокие уровни?

О. Почему вы находите идею о более высоких уровнях запутанной? Например, мы можем понять эту идею уровней совсем просто в отношении к самим себе: применяя все наши умственные способности, мы можем думать только на определенном уровне, но если бы мы могли применить высшие центры, например, высший эмоциональный центр, который уже требует более или менее полного самовоспоминания, тогда, конечно, о том же предмете мы могли бы думать совершенно по-другому и найти значительно больше связей в вещах, которых не замечаем в настоящее время. Это показывает различные уровни мышления, и иногда мы действительно имеем проблески более высокого уровня мышления, так что можем иметь