Это состояние длилось недолго, но и после этого затруднение мое уже не имело былого значения. Это состояние мне очень трудно вернуть вновь.
О. Совершенно правильно. Продолжайте наблюдать, и вы обнаружите в себе место, где вы спокойны, тихи и ничто не может помешать вам; только трудно найти туда путь. Но если вы сделаете это несколько раз, вы будете способны вспомнить некоторые из ступеней и сможете прийти туда снова по тем же ступеням. Только после одного опыта это сделать невозможно, потому что вы не вспомните путь. Это тихое место не является метафорой - оно весьма реально.
В. Не является ли это состоянием самовоспоминания, так как все кажется мирным и единственной реальностью является, по-видимому, осознание себя?
О. Да, можно сказать и так.
В. Я пытался снова достичь его, вспоминая себя, но не смог.
О. Если вы снова окажетесь там, попытайтесь вспомнить, как вы пришли туда, так как иногда случается, что человек находит это место, но теряет путь к нему; затем снова находит его и снова теряет путь. Очень трудно вспомнить путь к этому месту.
ГЛАВА VI
Понимание как главное требование в этой системе - Относительность понимания - Как увеличить понимание - Новый язык - Правильное и ошибочное отношения - Отношения и понимание - Необходимость цели и направления - Трудно определить, что хочет человек - Наши цели слишком далеки--Добро и зло--Мораль и необходимость чувства морали--Необходимость нахождения постоянного стандарта правильного и ошибочного - Развитие совести как цель настоящей системы - Видеть противоречия - Буфера как главное препятствие к развитию совести - Подготовка к разрушению буферов--Внутренняя дисгармония и счастье - Необходимо установить внутреннее равновесие. - Стандарты поведения в жизни - Сознание и совесть - Как распознать истину - Необходимость искренности с самим собой - Механичность.
Я- ХОЧУ НАПОМНИТЬ ВАМ, что настоящая система основана на понимании. Понимание должно занимать первое место в настоящей системе. Чем больше вы понимаете, тем лучше будет
результат вашей работы.
Понимание - относительный термин. Каждый человек имеет свое собственное понимание любого предмета в каждый момент времени. Но понимание может быть шире, шире и еще шире. В настоящей системе мы называем пониманием некоторый возможный максимум на некотором уровне знания и бытия. Как правило, этот максимум является слишком низким; понимание людей ограничено обычно только одной комнатой, и они никогда не выходят из этой комнаты. Но понимание этих идей находится в значительной степени вне этой одной комнаты.
То, о чем я хочу, чтобы вы подумали, относится к целой вещи. Люди недостаточно часто спрашивают "почему", а если они спрашивают, то это "почему" обычно очень мало. Вы должны думать, почему приходите сюда, чего хотите от настоящей системы и чему можете научиться у нее, почему настоящая система существует, почему я говорю об этой системе, чего хочу достичь, говоря о ней. Каждый должен иметь некоторую точку зрения обо всем; она может быть ошибочной, но каждый, тем не менее, должен иметь некоторое
представление.
Обычно почти каждая данная идея остается нераскрытой, неисследованной. Имеются ящики и ящики, которые могут быть откры-
166
ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ
ты, содержимое изучено и добавлены многие новые вещи. Но большей частью мы имеем дело с неоткрытыми ящиками. Один ящик - знание, другой - бытие, третий - понимание и т. д. Мы даже не открываем ящиков. Сначала мы должны изучить содержимое ящиков. Нет необходимости ограничивать себя определенным вопросом в этом отношении. Система является органической, в ней вы можете начать с чего угодно. Начинайте, где вам нравится, только делайте что-либо с идеями, о которых вы слышите. Недостаточно просто сидеть на этих ящиках с книгами.
Откройте ящик со знанием и ящик с бытием. Важным является соотношение между знанием и бытием.
Имеется много вещей, которые вы можете понять теперь, хотя, конечно, они будут окружены вещами, которые вы все еще не можете понять; но если вы начнете с тех, которые можете понять, вы будете понимать много других вещей. Каждый момент понимания, каждое осознание проливает свет не только на ту вещь, о которой мы думаем, но, вдобавок, на многие другие вещи.
В. Является ли момент понимания моментом самовоспоминания?
0. По-разному. Он может быть связан с ним или не связан. В. Может ли реальное понимание не быть связанным с самовоспоминанием?
0. Нет "реального" понимания. Понимание относительно. Оно подобно температуре: она может быть равной