Слово 4 в Ведах, и звук в эфире, и мужество в людях.
Я — чистый запах земли и свет огня; Я — жизнь всего сущего и подвиг подвижников.
Познай Меня как вечное семя всего сущего, о Партха! Я — мудрость одаренных Разумом и блеск всех великолепных вещей; Я — сила сильных, свободных от вожделения и страсти. Во всех существах Я — не противное дхарме желание, о повелитель Бхарат.
Знай, что и гармоничные, и деятельные, и ленивые натуры, 5 все от Меня; воистину, не Я в них, а они во Мне.
Весь этот мир, введенный в заблуждение тремя незванными свойствами, исходящими от трех гун, не знает Меня, Неисчерпаемого, стоящего над ними.
Воистину, трудно проникнуть через покров этой божественной Майи, созданной тремя гунами; приближающиеся но Мне переступают эту иллюзию.
Творящие зло, заблуждающиеся, худшие среди людей, не приходят ко Мне; Майя 6 лишает их мудрости, и они предаются природе демонов 7.
Есть четыре вида праведных, поклоняющиеся Мне о Арджуна: страдающие жаждущие мудрости, ищущие личных достижений и мудрые, о Владыка Бхарат! Их всех превосходит уравновешенный и беззаветно преданный Мне мудрец; воистину Я дорог, превыше всего для мудрого, и он дорог Мне.
Все они благородны, но мудром Я почитаю подобным Себе; слившись со своих Высшим Я, он устремлен ко Мне, на Верховный Путь.
В конце многих рождений, исполненный мудрости приходит ко Мне; "Васудева 8 есть все, — говорит тот, который обладает трудно достижимыми качествами Махатмы 9.
Те, мудрость которых развеяна желаниями, обращаются к иным источникам Света 10, прибегая к внешним обрядам, соответствующим их собственной природе.
Я упрочу веру каждого, кто поклоняется таким источникам с непоколебимой верой.
Проникнутый этой верой, он молится и получает из того источника, во дарование ему желаемого блага идет от Меня.
Воистину недолговечен плод, принадлежащий неразумным. Поклоняющиеся иным источникам Света идут к этим источникам, а возлюбившие Меня идут ко Мне.
Лишенные мудрости считают мою непроявленную Природу проявленной, не ведая Моей высшей природы, непреходящей исполненной славы.
Скрытый в моей творческой иллюзии 11, не всеми познаюсь Я.
Заблуждающийся мир не знает Меня, нерожденного, вечного.
И прошедшие, и настоящие, и будущие существа знаю Я, о Арджуна, но Меня не знает Никто.
Благодаря иллюзии двойственности, возникшей от притяжения и отталкивания, о Бхарата, все сущее странствует по вселенной в полном заблуждении, о Парантапа! Но люди чистых дел, у которых грех пришел к концу, — они, освобожденные от обманчивой двойственности, поклоняются Мне, верные обетам своим.
Стремясь к освобождению от рождения и смерти, прибегая ко Мне, они пришли к познанию Брахмана, к полному познанию Высшего Я и всякого действия.
Те, которые знают Меня как познание элементов 12, как познание Светозарных 13 и как познание жертвоприношения 14, те, гармоничные в душе, познают Меня воистину в час ухода 15 своего.
Так гласит седьмая беседа, именуемая:
ЙОГА РАСПОЗНАЮЩЕГО ВЕДЕНИЯ
1 Buddhi.
2 Ahankara.
3 Prakriti, материя в самом широком смысле, включающая все, что обладает притяжением. "Высшая Prakriti", о которой говорится в следующем стихе, называется тогда Daiviprakriti, Свет Логоса.
4 Священное слово (Ом, творческий Глагол, Правана.
5 То есть те, в которых преобладает одна в из трех космическими сил, гун.
6 Иллюзия.
7 Asuras, противоборствующий божественным силам, Suras.
8 Одно из имен Кришны как представителя Вишну.
9 Махатма — великая душа, совершившая путь Богочеловеческий.
10 К Дэвам.
11 Yoga-Мaya, творческая сила Божественной йоги, т. к. все существующее есть мыслеобразы Единого.
12 Аdhibhuta.
13 Adhidaiva.
14 Познание через внешний культ и поклонение.
15 Смерти.
Беседа восьмая
Арджуна сказал:
Что есть Брахман, что — Самопознание и что — Действие, о лучший из людей? Что объявлено как знание Элементов и что названо знанием Светозарных? Что есть знание Жертвы и как познается она у воплощенного, о Мадхусудана? И как тот, который покорился своему Высшему Я, познает Тебя в час кончины своей?
Благословенный сказал:
Неразрушимый и Высочайший есть БРАХМАН; Его истинная природа именуется Самопознанием; эманация, которая производит рождение существ, именуется Действием 1.
Знание элементов касается Моей преходящей природы, а знание Светозарных касается жизнедающей энергии 2, знание Жертвы свидетельствует обо Мне, как о носителе тела; о лучший из живущих.
И тот, кто сбрасывая с себя тело, в час кончины думает лишь обо Мне одном, тот несомненно вступает в Мое Существо.
К тому