и от добрых и от дурных деяний 13. Отдайся же Йоге; Йога есть искусство в действиях.
Мудрец, сочетавшийся с Чистым Разумом, отказавшийся от плодов, свободный от оков рождения, идет в обитель, где нет страданий.
Когда твой ум разорвет сеть иллюзий, ты достигнешь безразличия к тому, что было услышано, и к тому, что будет услышано. 14 Когда ум твой, запутанный в тексты Писаний, став непоколебимым, установится неподвижно в созерцании, тогда ты достигнешь Йоги 15
Арджуна сказал:
Как определить того, чей ум устойчив, кто утвердился в созерцании, о Кешава? Как говорит тот, чей ум успокоился? Как ходит он и как сидит? Благословенный сказал:
Когда человек отказался от всех желаний сердца, когда его Я нашло удовлетворение в Божественном Я, тогда он именуется человеком со стойким умом.
Тот, чей ум спокоен среди страданий, бесстрастен среди наслаждений, кто освободился от желаний, страха и гнева, тот именуется мудрецом со стойким умом. 16 Тот, кто ни к чему не привязан, кто, встречая приятное и неприятное, не радуется и не ненавидит, 17 разумение того установилось.
Когда, подобно черепахе, втягивающей в себя все свои члены, он отрывает свои чувства от предметов чувств, тогда его разумение установилось.
От предметов чувств, но не от вкуса к ним освобождается тот, кто не дает им питания; но и вкус к ним исчезает у того, кто узрел Брахмана. 18 Возбужденные чувства неудержима увлекают разум даже мудрого человека, хотя бы не переставал бороться.
Укротив все чувства, он должен сесть 19 уравновешенный, поставив себе высшей целью Меня; ибо разум того установлен, кто владеет чувствами своими.
Устремление мысли на предметы чувств рождает привязанность к ним; от привязанности рождается вожделение; от вожделения рождается гнев.
От гнева происходит заблуждение; от заблуждения — смятение памяти; от смятения памяти — разрушение Разума; 20 от разрушения Разума человек погибает.
Но свободное от притяжения и отталкивания, двигаясь среди предметов чувств, владеющее собою , послушное своему Высшему Я, идет к миру.
В этом состоянии мира наступает конец всем страданиям; разум того, чье сердце успокоилось, скоро достигнет равновесия.
Нет Чистого Разума для невладеющего собой, и нет для него медитации; без медитации нет мира, а без мира возможно ли счастье? Чувства, увлекающие разум, уносят разумение подобно ветру, несущем ладью по бурным волнам.
Поэтому, у того, чьи чувства совершенно отвлечены от предметов чувств, разум того вполне устойчив.
То, что ночь для всех, для мудрого есть время бодрствования, когда же все остальные существа бодрствуют, тогда наступает ночь для ясновидящего мудреца.
Тот обретает мир, в душу которого вливаются желания так же, как в полноводный океан, сохраняющий неподвижность, вливаются реки, — а не тот, кто желает желаний.
Кто отрекся от всех желаний и идет вперед, свободным от вожделении, самости и эгоизма, тот направляется к миру.
Таково состояние Брахмана 21 Кто обрел его, тот не смутится вовек. И кто достигнет его, хотя бы в свой смертный Час, тот обретает Нирвану 22 Брахмана.
Так в достославных Унапишадах благословенной БХАГАВАД-ГИТЫ,
науки о ВЕЧНОМ, Писании Йоги, гласит вторая беседа между Шри-Кришной и Арджуной,
именуемая:
ЙОГА ПУТЕМ САНКХЬИ 23.
1 Учитель, духовный руководитель.
2 По верованиям Индии, человек после смерти проходит через Камалоку (чистилище в Девакан (рай, состояние блаженства). Человек же, совершивший подвиг, переходит прямо в Девами, минуя Камалоку.
3 Санкхья, школа дуалистической философии, в которой неизменный духовный принцип Purusha противопоставляется вечной материи (Prakriti, орудию духа. Здесь это слово употребляется как символ, это значит метод философский вообще.)
4 Закон причин и последствий в человеческой жизни.
5 Buddhi, начало духовное, употребляется в смысле просветленного разума.
6 Индусы различают Веды (св. писания во мн. числе от Вед'ы (в един, числе — знания вечного, знания Бога. Веды заключают книги, в которых отчасти выражается вечная мудрость Вед'ы. Поэтому индусы считают себя совершенно свободными исследовать вопросы духовные. В Индии полная свобода мысли. Насколько браманизм строг по отношению к внешней деятельности человека, настолько он терпим по отношению к внутренней работе мысли. Веду признают все; Вед придерживаются те или иные течения. Узкие, неразвитые люди не понимают Веду и признают только писание Вед'ы. О них и говорит Кришна.
7 Самадхи — состояние экстаза и слияния с высшим миром, которого Йог достигает во время созерцания.
8 Гуны — атрибуты или формы