действия вызываются тремя свойствами природы. Обольщенное себялюбием, "я" думает: "Я есмь совершающий".
Но тот, о могущественный, кто знает сущность разделения свойств и действий, и помнит, что "гуны двигаются среди гун" 7, тот не привязан.
Обманутые свойствами природы, люди привязаны к действию этих свойств.
Человек совершенного знания не должен смущать тех, чье знание еще не совершенно.
Предоставив все действия Мне, устремив свои мысли на Высочайшее Я, свободный от вожделений и себялюбия, исцелившись от душевной горячки, сражайся, Арджуна! Те, которые неизменно следуют Моему учению, исполненные веры и свободные от лукавства, те также освобождаются от действий.
А те, которые, хуля Мое учение, не следуют ему, и которые лишены разума и познания, знай, что они обречены на погибель.
Даже мудрый человек поступает согласно своей природе; все существа следуют своей природе. К чему же насилие? Влечение и отвращение к чувственным предметам коренятся в чувствах; не поддавайся ни тому, ни другому; воистину они препятствия на пути.
Собственный долг, даже самый скромный, лучше хорошо исполненного чужого долга. Лучше умереть, исполняя свою собственную дхарму, чужая дхарма полна опасности.
Арджуна сказал:
Но что толкает человека против воли к греху, о Варшнея? Воистину, его как бы толкает к нему неведомая сила.
Благословенный сказал:
Это — желание, это гнев, рожденные от раджаса 8; познай в нем вашего всеоскверняющего, всепожирающего врага на Земле.
Подобно пламени, облеченному дымом, подобно зеркалу, покрытому пылью, подобно зародышу, завернутому в [оболочку], так Вселенная 9 облечена Им.
Этим непрестанным врагом мудрого окутана и мудрость, в виде ненасытного, как пламя, желания.
Чувство, Ум и Чистый Разум считаются местом его пребывания; окутывая ими мудрость, желание смущает обитающего в теле.
И потому, овладев прежде всего чувствами, о лучший из Бхарат, убей это порождение греха, врага знания и мудрости.
Сказано, что чувства велики; выше чувств — ум; выше ума — Чистый Разум; воистину выше Чистого Разума — Он 10.
Постигнув, что Он выше Чистого Разума, ограничив свое "я" Высшим Я, убей, о могучий, врага в образе труднопреодолимого желания.
Так гласит третья беседа, именуемая:
ЙОГА ДЕЙСТВИЯ
1 Последователи религиозной философии Санкхья; в более общем смысле — люди интеллектуального направления.
2 Гуны, три свойства природы: движение, инерция и гармония, лежащие в основе всех мировых проявлений.
3 Карма-Йога один из трех путей восточной мистики, ведущих к совершенству или к слиянию с Богом: Карма-йога — слияние путем деятельности, Бхакти-Йога — путем любви и Джана-йога — путем знания.
4 Рrаjapаti, Господь эманации; Господь существ.
5 Брахма — лицо Индусской Троицы (Тrimurti: Шива, Вишну, Брахма.
6 Брахман — Божество, синтез всех трех аспектов. Это слово также употребляется в смысле Непроявленного.
7 Гуны, как органы чувств, двигаются среди гун, как объектов чувств.
8 Rajаs.
9 Вселенная — ЭТО в противоположность к "ТО", означающего Брахмана.
10 Брахман.
Беседа четвертая
Благословенный сказал:
Эту непреходящую йогу я поведал Вивасвану 1; Вивасван передал ее Ману 2; Ману сообщил ее Икшваку 3, Таким образом, друг от друга получили и узнали ее Цари-Мудрецы. Со временем эта Йога пришла в упадок на земле, о Парантапа.
Эту древнюю Йогу поведал Я ныне тебе, ибо ты предан Мне и ты Мой друг; в ней — высочайшая тайна.
Арджуна сказал:
Позднее родился Ты, ранее родился Вивасван; как же должен я понять, что Ты поведал ее с самого начала?
Благословенный сказал:
Много рождений в прошлом у Меня и у тебя, о Арджуна! Я знаю их все, но ты не ведаешь своих.
Хотя нерожденный и хотя мое Я Владыка всего сущего, осеняющее Мною созданную природу — вечно, Я все же рождаюсь Моей собственной влас- тью. 4 Воистину, когда дхарма приходит в упадок, о Бхарата, и воцаряется грех, тогда являюсь Я Сам.
Для защиты добрых, для поражения творящих зло, для прочного восстановления дхармы 5, Я рождаюсь из века в век.
Кто таким образом знает суть Моего божественного рождения и деятельности, тот, покидая тело, не воплощается вновь, а приходит ко Мне.
Освободившись от страсти, страха и гнева, преисполненные Мною, ища убежище во Мне, очищенные в огне мудрости 6, многие вошли в Мое существо.
Как люди идут ко Мне, так и Я приветствую их, ибо путь, по которому люди идут со всех сторон есть Мой Путь, о Партха! Те, которые стремятся к успеху в земных делах, жертвуют Светозарным; ибо в кратком временном человеческом мире успех рождается от деятельности.
Различным