Являясь И "вихрями эфирной материи", И
"условными точками для сосредоточения", И многим другим, Чакры
представляют собой нерасчленимые ЦЕЛОСТНОСТИ, сущность которых
не сводима к к сумме составляющих их частей. Обретенный же к
настоящему времени опыт научного изучения системных объектов
показывает, что "источник этой целостности следует искать не
внутри объекта, а вне его, в той _совокупности__связей_, которые
характеризуют объект в его отношении к другим объектам /к
окружающей среде/" [37,239].
Разнообразие частных описаний объясняется тем, что Чакры
как факт психологического опыта, не существуют вне процесса
наблюдения. Воистину, объект наблюдения обусловлен здесь
средствами наблюдения. /в частности, силой разрешающей
способности "инструмента наблюдения"/, всей "экспериментальной
ситуацией" в целом. Поэтому в зависимости от "процедуры
наблюдения" Чакры могут представать и в виде "вихрей эфирной
материи" и в виде, скажем, различных мотивационных структур
личности.
Следовательно, для того, чтобы определить, ЧЕМ является
система Чакр, необходимо прежде всего дать как можно более
полное описание данной системы в различных "экспериментальных
ситуациях", выявить всю совокупность связей данной системы с
окружающей средой.
Т.о. мы находимся перед необходимостью разработки ОБЩЕЙ
ТЕОРИИ ЧАКР. В отличие от множества частных классификаций {2},
призванных выявить специальную функцию _отдельных центров_ в тех
или иных "экспериментальных ситуациях", общая теория
предполагает всесторонне рассмотрение именно _системы центров_
как целого, не задерживаясь на анализе ее элементов (т.е.
отдельных Чакр). Далее, ввиду сложности и неопределенности этой
системы, на первом этапе анализа имеет смысл абстрагироваться от
ее внутреннего содержания, исключительно разнородного по составу
и природе протекающих процессов, сосредоточив внимание на ее
ВНЕШНЕМ, функциональном аспекте - на свойствах отношения ее как
целого /"черного ящика"/ со средой.
Такой подход к изучаемым явлениям называется
функциональным. При этом "функциональный подход" есть не столько
способ обойти внутреннюю сложность объекта, сколько средство для
выявления существенных сторон этого объекта, его особой природы,
ИСТОКИ КОТОРОЙ НАДЛЕЖИТ ИСКАТЬ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ ОБЪЕКТ-СРЕДА
[37,239].
Выявив целостную _функцию_ системы Чакр, мы можем
попытаться выяснить природу _структур_, осуществляющих эту
функцию. Учитывая же то, что Чакры даны нам лишь во внутреннем
ощущении, описать функцию данной системы можно, лишь описав как
мы сталкиваемся с ней в нашем личном опыте.
Что такое Чакры? Функциональный анализ.
Итак, Чакры не выдуманы - это первое, на что следует
указать со всей определенностью; наша жизнедеятельность окрашена
их активностью вне зависимости от того, знаем ли мы об этом или
нет. Центры - это не только "условные точки для сосредоточения".
Вопрос о реальности центров - это вопрос осознания нами тонких
реакций нашего тела на среду для того, чтобы пользоваться
центрами сознательно, вовсе не обязательно их визуализировать.
Неосознанно же ими пользуются все люди, в особенности женщины, -
пользуются испокон веков, не всегда, конечно, отдавая себе в
этом отчет. В отличии от мужчин, женщины гораздо лучше чувствуют
свое тело и знают, что _тело_ реагирует различно на различные
ситуации - например, встреча с различными людьми как бы
отзывается эхом в различных его областях.
Такими основными областями являются анус, нижняя и верхняя
части живота, грудь /"сердце"/, горло, лоб, и поверхность головы
/"скальп"/. {3} Женщины обнаружили, что с помощью тела можно
извлекать специфическую информацию о человеке, ситуации и среде,
и даже определенным образом воздействовать на них - как на
человека, так и на ситуацию и среду. На этой прикладной основе
мужчины развили впоследствии "Науку о Центрах".
При более пристальном наблюдении оказалось, например, что с
различными центрами взаимосвязаны различные типы эмоций:
повышенная активность "ощущаемость" какого-либо из центров
вызывает преобладание какого-либо определенного типа
эмоциональных состояний, и наоборот, - те или иные состояния
вызывают повышенную ощущаемость того или иного центра.
Оказалось, что с