Перевод Е. А. Торчинова

СУТРА СЕРДЦА ПРАДЖНЯ-ПАРАМИТЫ

практикуют Путь. Это совокупность дхарм представляющих собой "слушающих голос".

"Неведение" обуславливают деяния. Деяния обуславливают сознание. Сознание обуславливает имя-и-форму. Имя-и-форма обуславливает шесть корней. Шесть корней обуславливают прикосновение. Прикосновение обуславливает чувство. Чувство обуславливает желание. Желание обуславливает привязанность. Привязанность обуславливает существование. Существование обуславливает рождение. Рождение обуславливает старость и смерть. Это называется "описанием двенадцати [внутренне присущих и внешних] причин вхождения и вращения [по сансарическому существованию]." Это соответствует двум первым [благородным] истинам о страдании и накоплении. [Сутра говорит, начиная со слов:] "прекращение неведения" о до [слов:] "прекращение старости и смерти", - это называется "описанием выхода из существования". Они соответствуют двум последним [благородным] истинам о уничтожении и Пути. Эти дхармы составляют практьекабудд. В каждом случае они находят основополагающее несуществование благодаря мудрости-праджне.

Если некто достиг этой предельной точки, то он не только не ассоциирует дхармы с двумя колесницами, но и с дхармами бодхисаттвы. Каким образом? "Мудрость" основанная на мудрости дхьяны-созерцания, и которая является умом [который действует] с мудростью шести совершенств-парамит и который способен искать. "Достижение" говорит о плоде - состоянии будды. Это состояние к которому стремятся. Бодхисаттва практикуя относится к мудрости как к главной задаче. Его преобразование существ исключительно ради поиска плода - состояния будды. Состояние будды подобно пространству и не имеет опоры, в никаком случае никто не будет искать после этого держа в уме какое-то достижение, такого не может быть. Благодаря этой дхарме существует основополагающее несуществование с субстанцией истинной пустоты праджни, об этом сказано: "нет мудрости, нет достижения". Это не-достижение, которое содержится в подлинном достижении. Это достижение наследуется в окончательном обретении.

"О, Шарипутра! Нет ничего, что надо было бы совершенствовать, и бодхисаттвы должны, отбросив сомнения, положится на Совершенство Мудрости. Не испытывая сомнений и страха, отбросив все, свободные они достигают Нирваны." Так как нет ничего, что можно достичь и плод состояния будды обретается [без усилий], бодхисаттва опираясь на практику праджни, пребывает в дхьяне-созерцании подобным образом. [Увидев], что все дхармы в своей основе пусты и спокойны. Если некто опираясь на эмоции, думает, разделяет и уходит от созерцания таким образом, тогда ментальное состояние становится связанным и запутанным так что он не способен обрести освобождение. Он становится привязанным к желаниям все больше и больше и в каждом случае он будет медлить [из-за нерешительности и как следствие] помехи [будут становится все сильнее и сильнее]. Если он опирается на истинную мудрость праджни в своем созерцании, то [он увидит, что] ум и его деятельность пусты. В каждой точке его восприятия жизни чрезвычайно ясна и нет ничего что не освобождено. С этого времени это состояние, так как оно опирается на праджню, свободно от медлительности и препятствий-клеш. Из-за того что ум свободен от медлительности и препятсвий-клеш, у него нет [больше] рождений и смертей которых можно было бы боятся. Это состояние называется бесстрашием.

С этого момента, когда нет рождений и смертей которых можно было бы боятся, тогда нет и плода состояния будды к которому нужно было бы стремиться. Поэтому страх рождений и смертей и поиски нирваны все это проявление сонных мыслей и ложных [взглядов]. Сутра Совершенного Просветления говорит, что рождения и смерти и нирвана подобны вчерашнему сну. Так при недостатке праджни в дхьяна-созерцание он конечно неспособен отбросить назад знаки этих ложных взглядов и сонных мыслей. С момента когда он не способен отбросить ложные взгляды и сонные мысли, он конечно не способен прибывать в нирване.

"Нирвана" - это термин на языке санскрита. Здесь это обозначает "спокойное угасание", а также "совершенное спокойствие". Оно указывает на совершенство освобождения от [омрачений согласно] пяти местам проживания и достижения вечного места спокойного угасания. Это окончательный плод к которому возвращаются будды. Если некто способен отбросить чувства [различия между] святыми и обыкновенными людьми, то тогда он способен достичь реализации и войти в нирвану, вот и все. Если он практикует [Путь] бодхисаттвы, то [есть возможность того, что] он ошибочно обратит внимание на это положение,