поступающей от нее энергии. Не нужно "стараться"; это не требует никаких усилий. Попросите дерево: "Пожалуйста, помоги мне почувствовать твою ауру и поделись со мной своей энергией". Говорите от всего сердца. Потом расслабьтесь. Вы узнаете это ощущение, когда оно придет, похожее на отдых в теплой ванне.
Когда ваша аура смешивается с аурой дерева, возникает непередаваемое ощущение тепла и уюта. Вы даже можете уловить присутствие зеленоватого, туманного сияния вокруг себя. Это означает, что ваше видение расширилось, и теперь вы можете наблюдать ауру дерева, соприкасающуюся с вашей собственной.
Это упражнение требует времени. Не торопитесь и не проявляйте нетерпения, если кажется, что ничего не происходит. Проведите хотя бы полчаса возле дерева, и если вы не ощутите позитивную реакцию с первой попытки, попробуйте еще раз на следующий день. Будьте терпеливы, настойчивы и внимательны: тогда вы получите ответ.
Перед тем как уйти, поблагодарите дерево. Возьмите с собой немного муки, шалфея или смешанных трав и рассыпьте их вокруг ствола дерева в качестве благодарности.
Поскольку значительная часть вашей шаманской работы будет проходить на природе, стоит приобрести или сделать маленький мешочек для переноски таких подношений. Обмен энергией - важный принцип шаманизма: нельзя брать, ничего не давая взамен. Слишком долго человечество забирало все у природы, почти ничем не отблагодарив ее за щедрость. Если вы хотите приобрести доверие и заручиться поддержкой созданий природы, то должны продемонстрировать, что ваши отношения основаны на взаимном уважении, а не на эксплуатации. Со временем вы получите должное вознаграждение за такую позицию.
Шаманизм имеет дело со всем, что есть в Творении. Он подразумевает взаимный обмен между человеческим духом - сущностью нашего бытия - и духом всех других существ, предметов и явлений. Мой главный наставник, верховный шаман Серебряный Медведь, говорил об этом так:
Лишь посредством духа ты можешь вступить в контакт с жизненной силой растений, животных и минералов, которые будут твоими союзниками, а также с предками, просветленными душами и высшими космическими существам, которые будут твоими помощниками. Ибо дух - это бытие, которое находится в процессе становления или перехода к чему-то более великому, чем сейчас. То, что находится в тебе, позволяет общаться с тем, что находится во всех вещах.
Индивидуальная жизненная сила внутри нас может выходить за свои пределы, достигая далеких звезд, но для этого ей сначала нужно осознать себя. Ибо только внутри твоей энергетической системы, в центре твоего бытия ты составляешь одно целое с видимым и невидимым миром.
Глава третья
Космос шамана.
В былые дни, когда шаманы вместе с другими членами племени полагались на охотничьи навыки в добывании пищи для себя и своих близких, искусство выслеживания и ловли добычи называлось "путем следопыта". Охотнику надлежало знать места обитания добычи, ее привычки и особенности передвижения. Благодаря своему искусству он мог подкрасться к зверю достаточно близко, чтобы нанести смертельный удар.
Сегодня нам не нужно охотиться ради пропитания. Мясо продается в красивых упаковках, абсолютно лишенных малейших ассоциаций со смертью. Если у человека есть наличные деньги, счет в банке или кредитная карточка, ему остается лишь взять продукт с полки в супермаркете, положить его в тележку, оплатить покупку, а затем отвезти ее домой на автомобиле. Но путь следопыта по прежнему необходим для нас, если нашей "добычей" становится приобретение шаманских навыков - задача куда более сложная, чем охота на самых хитроумных зверей.
Пока волны цивилизации не захлестнули коренных американцев, они выслеживали свою добычу в течение нескольких часов, иногда даже дней, прежде чем найти наилучшее положение и успешно завершить охоту. Индеец тщательно выбирал в своем колчане стрелу, лучше всего подходившую для той или иной дичи. Каждая стрела изготавливалась с большой заботой и определенной целью, каждая была предназначена для быстрого и бесшумного поражения мишени.
Лук индейца был сделан из дерева, зрелого и закаленного временем, как и разум индейца. Поэтому лук, до некоторой степени, символизировал человеческий разум. Тетива, сплетенная из сухожилий, была натянута туго, как эмоции. Рука индейца олицетворяла дух, направляющий стрелу точно в цель. Колчан тоже готовился с любовью и умением; будучи вместилищем и защитной оболочкой для стрел охотника, он олицетворял его тело. Стрела символизировала жизненный путь, как результат свободного выбора