МИР СТАНИСЛАВА ГРОФА
Владимир Майков
(стенограмма лекции для студентов
Института трансперсональной психологии)
Этот человек олицетворяет для меня поразительный мир души, который столь
же удивителен и фантастичен, как миры, которые открывают нам знаменитые
писатели-фантасты, - Роберт Желязны, Роберт Шекли, Клиффорд Саймак и т.д.
Гроф открыл для современной научной психологии мир необычайных, не до
конца освоенных и исследованных возможностей развития психотерапии,
психотехники, психологической культуры и индивидуального поиска.
Мне лично посчастливилось познакомиться с Грофом в 1989 году, когда он в
третий раз приехал в Россию, в Москву для проведения четырехдневного
семинара по холотропному дыханию и трансперсональной психологии. До этого
первая заочная встреча с Грофом произошла в 1980 году. Я познакомился с
ним по рукописи самиздатовской книги "Области человеческого
бессознательного", которую затем мне было суждено издать и официально. Это
было также частью моей истории. Человек, который впоследствии стал на
многие годы вплоть до своей смерти моим близким другом, Виталий Николаевич
Михейкин, один из подвижников самиздата и подпольной психологии подарил
мне самиздатовскую рукопись этой книжки, после чего я, как многие из вас
после прочтения книги Грофа ходил, как ошарашенный. То есть мне казалось,
что вот они — ускользающие тайны человеческой сущности природы,
человеческого роста, загадки, тайны психотерапии, тайны космоса, там, где
сходятся воедино ниточки физики, науки и миры Достоевского, миры человека,
экзистенциальные.
Гроф нащупал что-то чрезвычайно важное - возможность пережить переживания
необычайной интенсивности и насыщенности, что характерно для каких-то
необычайных моментов: моментов сатори, моментов экстаза, моментов
катастроф. Все, наверное, помнят описание психотерапевтических сеансов и
экспериментов самого Грофа. Это необычайное сгущение мифов, историй,
преданий, это та точка алеф Борхеса, где все сходится в одном, где начало
и конец всего. Я тогда грезил увидеть и пережить четыре перинатальные
матрицы в себе. Тогда я думал, что четыре перинатальные матрицы, это
что-то вроде стражей к тому, чтобы обрести свободу.
Мы рождаемся, и на нас нанесен узор мук, родовое проклятье, как в Библии,
и нам сужден из-за этого человеческий удел. Те из нас, кому удастся
повернуть время вспять и родиться обратно, обрести второе рождение,
которое в каком-то смысле наследует первое рождение, проходят одни и те же
стадии, те же врата. Тогда чары, навеянные человеческим рождением, чары,
навеянные этой жизнью, этим мороком, этим воспитанием, этими травмами,
тем, что составило меня закрытым, обособленным от мира, застывшим, все это
может в один миг рассеяться, и предстанет другой мир, знакомый по
воспоминаниям из детства, по каким-то героическим прототипам, мир свободы,
мир озарения, мир просветления, мир радости, бесконечного счастья и
исследования.
Гроф очаровал возможностью свободы и пробуждения. И я стал охотиться за
всем, что имело отношение к Гроф пленил меня возможностью получить ответ
на вопрос, вечный для трансперсональной психологии. Я узнал, что Гроф -
один из основателей и лидеров трансперсональной психологии. Прочитав в 85
году книгу "За пределами мозга", там есть седьмая глава "Перспективы
психотерапии", я сразу начал дышать, потому что здесь я видел какой-то
конкретный метод достичь тех состояний, которые описаны в книге "Области
человеческого бессознательного" и наблюдались в сессиях только
психоделической психотерапии. Как безнадежно влюбленный человек я начал
ввергать всвою страсть знакомых и друзей, ввергая их в сеансы холотропного
дыхания, которые, как я потом понял уже учась у Грофа, были совершенно
наивны и неверны, но тем не менее там была страсть познания,
подвижничество, которые не смотря на корявость метода, на несовершенство
знаний каким-то образом предохраняло меня и тех кто был увлечен мной от
того, чтобы делать большие ошибки. И все-таки, не смотря на незнание,
позволяла нам продвигаться вперед. По иронии судббы невозможно назвать
человека