новую перспективу и
подразумевает иную стратегию работы.
Гроф действительно обрисовал новую топологию души. Я попробую в нескольких
штрихах нарисовать вам эту топологию. Я дам вам совершенно свежий пример
не из психотерапевтической, а ознакомительной сессии, которую я проводил в
центре "Открытый мир". Там была ситуация, когда одна женщина во время
сессии была в трудно понимаемом с точки обычной психотерапии состоянии.
Сеансы холотроного дыхания напоминают театр безумия, люди кричат, люди
плачут, рыдают, странным образом ползают, катаются дергаются, шаманят,
колдуют. Происходит что-то странное, чему не место в нашем нормальном
мире. После этого проходит еще час, два и движениях мы видим совершенно
новых людей. Иногда требуется несколько дней, для того, чтобы что-то
выплыло, чтобы что-то свершилось, чтобы что-то проработалось. Женщина на
последней сессии, раздирая свою грудь просто плакала, сильно страдала, а
когда ее партнер попытался ее погладить, она схватила его в объятья и
стала говорить: "Я люблю его, я люблю его". И так продолжалось очень
долго, и партнер в совершенном неведеньи пытался ее поддержать, пытался
выйти из этого неловкого состояния, она продолжала судорожно рыдать. Когда
я подошел к ней, она стала рассказывать свою историю, как она любит его,
как она любит этого человека из неведомой страны, почти что эфиопа,
откуда-то из арабского мира, то ли тот с которым она училась в
мединституте здесь, и о том, как он любит Пушкина, этого другого русского
эфиопа, как между ними возникла некоторая искра, как она не может с ним
расстаться и это совершенно безнадежная любовь. Я вторил ей как эхо. Да ты
любишь, да это любовь. С точки зрения постороннего человека наверное
происходило что-то тривиальное. Я не говорил, что любовь безнадежна или
что-то еще. На следующий день я видел совершенно другую женщину, которая
не раздирается безнадежно любовью, которая переполнена этой любовью,
которая отдает эту любовь, которая лучится этой любовью, и она совершенно
необыкновенная мать, необыкновенная переводчица, которая твердо стоит на
своих ногах. Что произошло здесь с точки зрения обычного сознания? Я
уверен, что представители других психотерапевтических школ психоанализа
будут испытывать большое затруднение, описывая на своем языке, что
произошло. Партнер этой женщины подошел ко мне и поблагодарил за участие,
и мы поговорили о том, что испытывал он, что испытывал я. Чем дольше я
преподаю холотропное дыхание, трансперсональную психологию, хотя я и не
занимаюсь чисто клинической практикой, обучаю профессионалов, невольно
участвую в терапии профессионалов, тем больше я понимаю, что пути терапии
бываю столь же неисповедимы, как и пути Господни. Что нет никакого метода,
нет никакого сценария, алгоритма по которому мы могли бы из состояния
страдания, нездоровья попасть в состояние исцеления или другого
расширенного самочувствия. Тут действуют другие законы.
Гроф лаконично формулирует это так. Каждому из нас присуще врожденное
стремление к целостности, к счастью, к тому, что называют холотропным
целостным состоянием. Слово холотропный само по себе означает движение к
целостности. Нам присуще другое состояние здравого смысла, гилотропное,
гило- по-гречески, земля, земное состояние, обыденное состояние. При
энергизации нашей психики, когда взбадривается наше спящее латентное
состояние, когда расправляется то, что спит в нас, когда расправляются
наши возможности восприятия переживаний, когда мы находим все эти метафоры
через которые я пытаюсь прокоммуницировать с вашим опытом, когда мы входим
в расширенные необычные состояния сознания, в новые интенсивности, мы
попадаем каждый в свой мир необычных переживаний. Как будто бы существуют
записанные на нас узоры власти, я так бы назвал, прутья клеток,
ментальные, эмоциональные, физиологические циклы. Психологические и
философские барьеры, которые через описание тела, описание эмоций, через
привычки, через броню, через характерную броню, как говорил Вильгельм
Райх, указывает нам на всех уровнях, кто мы есть, и поддерживают нашу
самоидентичность.
В нас