человек незыблемый. Метафора горы не случайна. Это человек,
который среди всех циклонов, штормов и бурь, разворачивающихся при сеансах
психоделичной психотерапии, при ситуации экстремальной, когда
разворачиваются страсти, этот человек, сохраняющий ясность, ровность,
спокойствие, человек, который не вовлекается в это и может вести свой
корабль вместе с теми, кто доверились ему путешествовать в этом мире. Это
человек, который является не только профессиональным
психологом-клиницистом, он знает всю традицию, владеет всеми европейскими
языками, в том числе русским, человек, владеющий многими языками
искусства, ведь в книге "За пределами мозга" очень много рисунков лично
Грофа, он в свое время собирался быть художником-мультипликатором, но
когда друг подсунул ему несколько лекций по психоанализу, очень многое
изменилось в его жизни. В общем это человек одаренный и человек-гора. Я
назвал бы его сталкером. Сталкером в смысле Тарковского и сталкером в
смысле Кастанеды. Это немного разные вещи, и тем не менее в этом
выслеживании, в этой охоте, которую осуществляет Стэн Гроф есть
исследование необычных троп и это очень важный момент. Я воспринимаю Стэна
Грофа в череде тех людей, которые открывают и прокладывают новые тропы,
новые дороги нового мира, мира будущего. Это люди, которые открывают новые
миры. К числу этих людей я еще мог бы отнести нескольких психотерапевтов,
для меня таким человеком является Арни Минделл, такого же новаторства,
такого же масштаба, это люди для меня родственные, это Стивен Лаберж,
Эндрю Вэйл и некоторые другие герои моего личного и магического театра,
который я ввожу в мир русскоязычного читателя. Но Стэн Гроф — это не
только сталкер, человек, который не только исследует зону, где может быть
жили инопланетяне и оставили новые неизвестные игрушки для человечества,
которые могут оказаться катастрофическими. Гроф — это человек не только
исследующий наше выраженное в метафоре инопланетян новые нераскрытые
возможности, он еще и гид, штурман, и навигатор, то есть это тот человек,
который может вести других И это еще одно новое измерение, новая
особенность, еще одна новая грань, составляющая его искусство, его талант.
И кроме всего прочего, он — визионер, человек, который видит намного
дальше других, и лишь часть его виденья, его понимания откладывается в его
книгах, как некоторый осадок, как результат его взаимодействия с людьми, в
его статьях, его беседах, его новых семинарах, в его новых творениях. Вот,
например, я узнаю, что Стэн Гроф пишет фантастические рассказы, размышляет
о киберпанковской культуре и о виртуальной реальности. В этом смысле, если
мы посмотрим на эту тетраду: психолог-клиницист, сталкер,
навигатор-штурман и визионер. Мы можем найти эту тетраду и в других
областях, тетрада некоего человеческого мастерства, ну, аналогичную вещь
мы можем найти у Кастанеды, Дон Хуан учит о нескольких типах людей: есть
обычные люди, идиоты здравого смысла, люди, живущие в обычном
гипнотическом сне, есть те, которые начинают какой-то путь, и те, кого Дон
Хуан называет охотниками, люди, которые начинают преследовать дичь, и этой
дичью оказываются союзники, которые воплощают некоторые неизвестные силы,
которые таятся в каждом из нас и которые также олицетворят силы природы,
некий неведомый мир. Вспомним, что Юнг имел множество таких союзников. По
сути дела Цюрихские годы Юнга, когда он жил около женевского озера, время
кризиса, разрыва с психоанализом, когда были заложены основы всей его
последующей работы, это непрестанная охота за бессознательным с помощью
сновидений, свободных ассоциаций, с помощью фиксации всего того, что
вылезает, всего демонического, всего необычного, всего разрушающего. Это
охота за тем, что ненормально, необычно и следование этому. И вот в этом
смысле можно говорить об охоте. Таким охотником является Гроф, таким
охотником является Минделл, может быть еще более ярко выраженным. И Гроф —
это воин, гид, навигатор, тот, который обладает особого рода складом
характера, который готов поставить на карту жизнь, это особого рода азарт,
недаром в английском оригинале