можно идти реально
дальше и реально подключить процесс биологических родов. Но смысл даже не
в этом состоит. А в том, что в каком-то более глубоком смысле травма
рождения, смерть и рождение, мистерия смерти, которую мы пережили,
рождаясь на свет служит прототипом или фундаментальной психологической
структурой, которую мы каждый раз проходим, когда мы растем,
фундаментально расширяемся. Эта та структура, которая активируется в нас
каждый раз, когда мы делаем некое сверхусилие к тому, что называют рост,
индивидуация, раскрытие, творчество. Момент, когда мы дерзаем на то, чтобы
раскрыть в себе человеческую природу, человеческую сущность. Вот этот
момент я хотел бы отметить принципиально. Есть, конечно, еще новые миры,
миры трансперсональные. Пройдя через перинатальный опыт мы подключаемся к
гигантским полям переживаний, которые не случались с нами конкретно как с
отдельными существами, но которые случались с нами, как с принадлежащими к
роду Человек и к роду Живых, как существ, которые населяют эту планету,
как существ, в которых в свернутом виде содержится история живого и
неживого. Каким-то образом мы становимся способны, пройдя через эту
личностную мистерию прямо переживать совершенно иные возможности познания.
Таким образом Грофовская картография и мир его оказался не только
психотерапевтическим миром, но и миром познания, раскрывающийся перед нами
некоторыми стадиями познания и некоторыми стадиями самосовершенствования.
Когда ближе знакомишься с этим миром, он оказывается настолько необычным,
настолько отличающимся по своей психотопологии, по своему устройству от
того мира обычного, в котором мы живем, что он больше напоминает мир
детской сказки, например, "Алиса в стране чудес". Когда занимаешься
эмпирической психотерапией, работаешь в необычных состояниях сознания, в
новых интенсивностях оказывается, что порой, чтобы попасть из точки А в
точку В, нужно идти не прямо, а в противоположную сторону, иначе если
пойдешь прямо в точку А, она всегда будет от тебя удаляться на бесконечное
расстояние. Например, если мы будем идти в основанный на опыте ординарного
сознания, стратегии Фрейда, в конечную причину наших неврозов в настоящем,
некоторый травмирующий опыт и максимально артикулировать ее, вот эта
ситуация была причиной Эдипова комплекса, а из-за этого я испытываю страх
кастрации, чем точнее я буду определять данную ситуацию, сидя на
традиционной психотерапевтической кушетке, тем более жесткой, ригидной и
более пустынной будет моя жизнь в настоящем.
Кажется, что в мире души, в мире психологии, действует тот же самый закон
соотношения неопределенностей, который Гейзенберг открыл в мире квантовом.
Чем точнее мы определяем координаты события, тем более неопределенным
становится наше знание о том, что же действительно произошло. Мы говорим,
что я был напуган этой ситуацией, да, я видел эту первичную ситуацию, ну и
что с того. Здесь мы видим, что исчезает все, что делает нас людьми,
некоторые пространства жизненности. Если мы пытаемся идти дальше, то
оказывается, что за этими травмами разворачиваются перинатальные травмы.
Но пережив перинатальные травмы, оказывается, мы можем пережить множество
других событий, трансперсональных травм. И Гроф описывает в частности в
своей психотерапии, в терапевтических сессиях ситуации, когда то, что
можно назвать исцелением, наступало только тогда, когда человек переживал
события, которые не происходили с ним, не случались в его биографии, не
случались при его рождении, а которые относятся к чисто трансперсональной
мистерии. Например участвовал в ситуации заклания древних ацтеков и меня
пронзали ножом и вырывали сердце и после того, как я это пережил, боли в
сердце исчезли. Или был Прометеем, и орел рвал мою печень, что-то подобное
переживал я и после этого симптомы, связанные с печенью у меня так же
исчезают. Или симптоматика может принимать иное направление. Оказывается
существует некая бесконечность перспективы, и то, что вырисовывалось, как
самоочевидное в гуманистической психотерапии, в психоанализе, в
трансперсональной психотерапии вводит нас в совершенно