Неизвестен

Учебник тибетской йоги

УЧЕНИЯ ТИБЕТСКОЙ ЙОГИ

Перевод и аннотация Гарма Ч. Чанга

СОДЕРЖАНИЕ

• Введение

• Часть I. Учения МАХАМУДРЫ

o Песнь МАХАМУДРЫ. ТИЛОПЫ

o Молитва МАХАМУДРЫ. КАРМАПЫ РАНГДЖАНГА ДОРДЖЕ

o Основы практики МАХАМУДРЫ в изложении преподобного ЛАМЫ КОНГ КА

o Пять аналогий в описании переживания МАХАМУДРЫ

o Пять путей отхода от МАХАМУДРЫ

o Три основных вида переживаний МАХАМУДРЫ

o Как культивировать МАХАМУДРУ в неблагоприятных условиях

o Ошибки при выполнении практики МАХАМУДРЫ

• Часть II. Введение в шесть йог НАРОПЫ

o Краткое изложение ДРАШИ НАМДЖХАЛА

o Основные Принципы Тантрической Практики

o Практика шести ЙОГ

1. Наставления по йоге ДУМО, или йоге тепла

2. Наставления по йоге иллюзорного тела

3. Наставления по йоге сновидений

4. Наставления по йоге света

5. Наставления по йоге БАРДО

6. Наставления по йоге трансформации (переноса сознания)

• Эпилог

• Различные связи шести йог

• Достижения шести йог

• Глоссарий

• Об авторе

Введение

Если дать определение мистицизму в его широком смысле как "доктрине, согласно которой познание "Бога" или духовной истины достигается посредством прямой интуиции", то Тибетский Тантризм также можно рассматривать как форму мистицизма. Проблема здесь, конечно, в том, в каком смысле понимать термины "познание", "Бог", "духовная истина" и "интуиция". Внимательный анализ использования этих слов немедленно вынесет на поверхность все разнообразие сложных концепций, стоящих за ними, и окажется, что для них нет каких-то четких, общепринятых значений. Несмотря на кажущуюся схожесть различных форм мистицизма, между ними существует огромная разница. Но для того чтобы подробно описать эти различия, требуется глубокое понимание всех этих систем, а также личный опыт в каждой из них, что подтверждается всеми мистиками. Эти требования действительно сложны, если не невозможны, чтобы кто-то их мог выполнить в настоящее время. Поэтому целью автора является не критическое исследование Тибетского Тантризма в противовес другим формам мистицизма, а ознакомление читателя с некоторыми важными текстами, которые до сих пор не были доступны ни на одном из европейских языков.

Уместно будет сказать несколько слов об основной доктрине Тибетского Тантризма и фундаментальном принципе, лежащем в основе практики данной системы. Кратко можно изложить это следующим образом: "Божественное Состояние Будды вездесуще, но самым быстрым путем к познанию этой истины является путь обнаружения его в своем собственном механизме тела-ума". Посредством духовных упражнений и использования тантрических техник — таких, например, как Шесть Йог, — можно добиться скорого постижения на личном опыте того, что тело, ум и "объективный мир" — все это является проявлением Божественного Состояния Будды. Самсара есть Нирвана, люди — проявления Божественного, "нечистые" страсти-желания — выражения Пяти Истинных Будд *1, Просветление или Освобождение достигается не искоренением человеческих страстей и желаний, а через отождествление, идентификацию их с трансцендентной Мудростью. Таким образом, в основе доктрины Тибетского Тантризма находится рассмотрение механизма тела-ума человека как соответствующего, если не идентичного, механизму тела-ума Будды. Дух и практика всех Тантрических Йог соответственно направлены на раскрытие и развитие этого основного положения.

Теперь в качестве иллюстраций этой основной доктрины рассмотрим две краеугольные тантрические практики — Йогу Восхождения и Йогу Завершения.

В практике Йоги Восхождения йогин обучается тому, как визуализировать и таким образом отождествлять внешний мир с Мандалами, свое тело — с Телом покровительствующего ему Будды, нервную систему — с тремя Каналами и нади четырех Чакр, различные виды секреции — с бинду положительных и отрицательных элементов, свою устремленность и энергию — с Праной Мудрости и "Светом"... В практике Йоги Завершения прежде всего он обучается растворению всей своей Энергии-Мысли *2 в Исконном Свете — Дхармакайе, находящемся и до начала практики сокрытым "в" Центре Сердечной Чакры, с тем, чтобы затем из него заново спроецировать Тело Формы (Рупакайя) и таким образом привнести Состояние Будды в свои бесчисленные действия.

Также следует здесь упомянуть очень важную теорию, лежащую в основе всей практики Тибетских Йог, именуемую "Тождественность Праны и Ума" *3.

Тантризм рассматривает мир как состоящий из противоположных, противостоящих друг другу элементов и отношений: ноумен и феномен, потенциальность