Теперь ты должен сказать, что признаки либо идентичны характеризуемому либо отличны от него; или вещи могут быть частично признаками, а частично характеризуемым. На-пример, признак сознания - быть сознательным; без акта сознательности нет сознания. Признак чувства - акт ощущения; без акта ощущения нет чувства. Таким образом признаки идентичны характеризуемому.
Будда говорит, что прекращение желания называется признаком нирваны. Желание - это сотворенное asrava; прекращение - это несотворенное anasrava. Верующий имеет три признака: он хочет быть с хорошими людьми, стремится слушать истину и хочет раздавать милостыню. Эти три признака являются кармой тела и и относятся к внешним проявлениям. Но вера относится к разуму и относится к деятельности ума. Здесь признаки и характеризуемое отличны друг от друга.
Правильное воззрение - признак [Восьмеричного Благородного] Пути и частично то же самое, что и Путь. Возникно-вение, длительность и разрушение - признаки сотворенных вещей; они частично являются тем же самым, что и сотво-ренные вещи. Итак характеризуемое частично идентично с признаками.
Таким образом, признаки либо совпадают с характеризуемым,
либо отличны от него, либо частично совпадают с ним. Твой
тезис, что поскольку тождество и отличие не могут быть
установлены, признаки и характеризуемое не иогут быть
установлены, необоснован.
Ответ: Твой тезис, что признаки есть характеризуемое, точно так же как сознание и т.д., не может быть обоснован. Поче-му? Потому что то, что может быть познано через признаки, называется характеризуемым; то, что использовано в познании, называется признаком. Но вещьне может познать сама себя. Например, палец не может коснуться сам себя, а глаз не может видеть себя. Поэтому твой тезис, что сознание является как признаком, так и характеризуемым, необос-нован.
Далее, если признаки - то же самое, что характеризуемое, между ними нет различия. Если мы будем делать различия, нельзя будет сказать, что они одно и то же.
Далее, если признаки - то же самое, что характеризуемое, причина и следствие будут одним и тем же. Почему? Призна-ки - причина, характеризуемое - следствие; два суть одно. Но в действительности они не являются одним. Поэтому неправильно говорить, что признаки и характеризуемое являются одним и тем же.
Твой тезис, что признаки и характеризуемое отличны друг от друга, также необоснован. Ты говоришь, что признак нир-ваны - прекращение желания, а не желание. Если сказать, что желание - признак нирваны, то характеристика отлична от характеризуемого. Если сказать, что уничтожение желания - признак нирваны, то не следует говорить, что признак отли-чен от характеризуемого.
Ты говоришь также, что верующий имеет три признака. [Но в действительности] верующий и три признака не отличны друг от друга. Если нет веры, нет трех результатов. Поэтому признаки и характеризуемое не могут быть различны. Бо-лее того, если признаки и характеризуемое различны, признак может иметь другие признаки, и будет бесконечный рег-ресс; но это невозможно. Поэтому признаки и характеризуемое не могут быть различны.
Вопрос: Как свет может освещать себя и другие вещи, так и признаки могут характеризовать себя и другие вещи.
Ответ: Твой пример света был опровергнут ранее когда мы обсуждали три сотворенных признака. Кроме того, ты кажется противоречишь своей прежнней точке зрения: раньше ты говорил, что признаки и характеризуемое различны, а теперь говоришь, что признаки могут характеризовать себя и другие вещи. Это необосновано.
Далее, ты говоришь, что признаки - это часть характеризуемого. Это необосновано. Почему? Потому что дело здесь в тождестве или различии. Но тождество и различие были опровергнуты ранее. Итак ты должен признать: точка зрения, что признаки - часть характеризуемого, должна быть отвергнута.
Таким образом, признаки и характеризуемое различных причинных условий не идентичны и не отличны друг от друга. Другой возможности нет. Поэтому как признаки, так и характеризуемое пусты. Так как они пусты, все вещи пусты.
7. БЫТИЕ ИЛИ НЕБЫТИЕ (bhava-abhava-pariksa)
Опять, все вещи пусты. Почему? Бытия и небытия нельзя получить ни одновременно, ни в разное время. Как написано, Не может быть бытия с небытием;
Не может быть и бытия без небытия.
Если бы бытие могло быть с небытием,
То