Самость, единственная Реальность, то вы назовете это Осуществлением. Я желаю вам сознательно погрузиться в Самость -- Истинное Я, то есть в Сердце.
Книга II
IСАМО-ИССЛЕДОВАНИЕ
У. Как осознать Самость?
М. Чья Самость? Найдите, чья.
У. Моя, но кто я?
М. Узнайте сами.
У. Я не знаю, как это сделать.
М. Просто думайте над этим вопросом. Кто это говорит: ?
Кто есть 'я' в вашем утверждении?
Что неизвестно?
У. Говорит кто-то или что-то во мне.
М. Кто есть этот кто-то? В ком?
У. Возможно, некая сила.
М. Узнайте.
У. Почему я рожден?
М. Кто рожден? Ответ одинаков на все ваши вопросы.
У. В таком случае кто я?
М. (Улыбаясь). Вы пришли допрашивать меня? Вы должны сами сказать, кто вы.
У. Насколько я могу судить, мне не уловить это 'я'.
Оно даже не полнлстью различимо.
М. Кто говорит, что 'я' не различимо? Имеются ли в вас два 'я' , одно из которых не различимо другим?
У. Могу ли я вместо запрашивания спросить себя: . Тогда мой ум сможет сконцентрироваться на Вас, кого я считаю Богом в
форме Гуру. Возможно, я, таким образом, буду ближе к цели моего поиска?
М. Форма исследования может быть любой, но в конечном счете вы должны прийти к единому Я -- Самости.
Все эти различия, делаемые между 'я' и 'вы', Учителем и учеником и т.п., являются лишь знаком неведения. Существует только единственное Высочайшее Я. Думать по-другому значит заблуждаться.
Очень поучительным в этом контексте является предание, содержащееся в Пуранах(9), о Мудреце Рибху и его ученике Нидагхе.
(9) Букв.: 'сказание древних времен'.
Рибху учил своего ученика Высочайшей Истине Единого Брахмана-без-второго, но Нидагха, несмотря на свою эрудицию и рациональное понимание, не достиг достаточной убежденности, чтобы принять и следовать Пути джняны. Он поселился в своем родном городке и посвятил жизнь соблюдению религлозных обрядов и ритуалов.
Но Мудрец любил своего Ученика так же глубоко, как тот своего Учителя. Несмотря на возраст, Рибху сам собрался пойти к ученику, чтобы посмотреть, насколько далеко последний ушел от ритуализма. При этом Мудрец переоделся, чтобы наблюдать действия Нидагхи, не будучи узнанным.
Однажды переодетый деревенским жителем Рибху в конце концов нашел Нидагху, когда тот внимательно наблюдал за царской процессией. Он спросил о причине суматохи и узнал, что в процессии присутсвует сам царь. - спросил мудрец, одетый крестьянином.
, - отвечал Нидагха.
Нидагха этого больше не мог вынести. .
Крестьянин сдалал так, как его просили. Нидагха уселся ему на плечи и
сказал:
Когда Нидагха был поставлен лицом к лицу со сложнейшей проблемой определения 'ты' отдельно от 'я', то он озарился свыше, сразу спрыгнул на землю и упал к ногам Учителя, говоря: . Поэтому если ваша цель - превзойти здесь и сейчас эти поверхностные представления физического существования посредством Атма-вичары, то зачем различать 'ты' и 'я', которые относятся только к телу?
Когда вы повернете ум вовнутрь, ища Источник мысли, где будет 'ты' и где 'я' ?
ВЫ ДОЛЖНЫ ИСКАТЬ И БЫТЬ САМОСТЬЮ, КОТОРАЯ ОБЪЕМЛЕТ ВСЁ. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
У. Но разве не странно, что 'я' должно искать 'я'? Не обратится ли, в конце концов, вопрошание в пустую формулу? О, должен ли я ставить себе этот вопрос бесконечно, повторяя его словно определенную мантру?
М. Само-исследование, конечно, не является пустой формулой, оно серьезнее, чем повторение любой мантры. Если бы вопрос был только вопрошанием в уме, он не имел бы большой ценности. Настоящая цель Само-исследования состоит в том, чтобы сфокусировать цельный ум на его Источнике. Следовательно, это не тот случай, когда одно 'я' ищет другое 'я'.
Само-исследование менее всего является пустой формулой, ибо оно включает интенсивную деятельность цельного ума по сохранению его устойчивого пребывания в чистом сознании Самости.
Само-исследование - это единственное безошибочное средство, единственное прямое средство для осознания ничем не обусловленного, абсолютного Бытия, которым вы в действительности являетесь.
У. Почему только Само-исследование следует рассматривать как прямое средство достижения джняны?
М. Потому что любой вид садханы, исключая Атма-вичару, предполагает сохранение ума как инструмента ведения садханы и при отсутствии ума не может практиковаться. Эго способно принимать различные и все более тонкие формы на различных ступенях упомянутых видов практики, но никогда окончательно не уничтожается.
Когда Джанака(10) воскликнул: , то царь на самом деле имел в виду эго, или ум.
-----------------------------------------------------------------------
(10)