внешних, феноменальных проявлений. Но зачем погружаться в случае преобладания тишины, не блокирующей Сознание? Если такое состояние еще не осознано как Самость, то усилие сделать это и может быть названо 'погружение'. В этом смысле о том состоянии можно сказать, что оно подходит для постижения или погружения в такой степени, что ваши последние два вопроса в нем вовсе не возникнут.
У. Мой ум все еще продолжает чувствовать симпатию к детям, потому, наверное, что внешний видребенка часто использовался для олицетворения Идеала. Как можно избавиться от этого пристрастия?
М. Держитесь за Самость. Почему вам надо думать о детях и ваших реакциях по отношению к ним?
У. Третий визит в Тируваннамалай, кажется, усилий во мне чувство эгоизма и затруднил медитацию. Что это - маловажная, проходящая фаза или знак, что мне следует в будущем избегать таких мест?
М. Это только ваше воображение.
Это ли место, иное ли -- все они внутри вас. С такими фантазиями надо
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
покончить, ибо сами места как таковые ничего не могут поделать с
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
активностями ума.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Ваше окружение также зависит не только от вашего индивидуального выбора, оно существует как нечто само собой разумеющееся, и вы должны подняться над ним, не позволяя себе запутаться в нем.
У. Как нам следует объяснить необычайное развитие посетившего Вас мальчика?
| Мальчик восьми с половиной лет ожидал Бхагавана в Его Холле
| часов в 5 вечера, когда Сам Шри Бхагаван поднимался на Гору (4).
| В Его отсутствие ребенок говорил о йоге и веданте на чистом,
| простом и литературном тамильском языке, свободно цитируя
| высказывания Мудрецов и священных Писаний. Когда через три
| четверти часа Шри Бхагаван вошел в Холл, стояла полная
| тишина. В течение двадцати минут мальчик сидел в Присутствии
| Шри Бхагавана, не говоря ни слова, но только пристально
| глядя на Него. Затем из глаз у него покатились слезы.
| Он утер их и вскоре ушел, говоря , что он все еще ожидает
| Само-осуществления.
(4) Это была только короткая прогулка к Аруначале.
До 1926 г. Бхагаван регулярно выполнял гири-прадакшину, ритуальный обход Горы по часовой стрелке, но потом отказался от этого, чтобы не покидать Ашрам недолго и дать возможность каждому посетителю получить Его даршан.
-----------------------------------------------------------------------------
М. В нем сильны характерные особенности его последнего рождения, но они не проявятся иначе как в спокойном, неподвижном уме. Всеобщий опыт состоит в том, что преднамеренные попытки оживить память иногда терпят неудачу, в то время как нечто самопроизвольно вспыхивает в уме, когда тот тих и спокоен.
У. Каким же образом мятежныы ум можно сделать тихим и спокойным?
М. Следует либо найти источник ума, чтобы ум исчез, либо отдать себя так, чтобы он мог быть сражен. Само-отдача суть то же, что и Само-осознание. В обоих случаях обязательно подразумевается контроль эго, ибо оно покорится только тогда, когда обнаружит Высшую Силу.
У. Как мне уйти от мирской активности -- сансары, которая кажется действительной причиной беспокойства ума? Не является ли отречение эффективным средством обретения его неподвижности?
М. Сансара существует только в вашем уме. Ведь это не мир открыто заявляет о себе, говоря: 'Вот я, мир'. Если бы он это делал, то был бы здесь всегда, позволяя вам переживать его присутствие даже в глубоком сне. Поскольку, однако, в глубоком сне мир не воспринимается, то он не постоянен, а будучи неспотоянным, нуждается в субстанции, в Сути. Не имея самостоятельной реальности, не существуя отдельно от Самости, он легко подчиняется Самости. Только Самость постоянна. Отречение есть неотождествление Самости и не-Самости. Когда невежество, отождествляющее Самость и не-Самость, удалено, не-Самость прекращает существовать, и это есть истинное отречение.
У. Можно ли действовать без привязанности даже в случае отсутствия такого отречения?
М. Только осознавшая Самость -- Атма-джняни может действительно действовать без привязанности, быть хорошим карма-йогином.
У. Осуждает ли Бхагаван философию дуализма, двайты?
М. Двайта может существовать только тогда, когда вы отождествляете Самость и не-Самость. Адвайта же есть неотождествление.
IVБХАКТИ И ДЖНЯНА
У. Шри Бхагаватам намечает Путь обретения Кришны в Сердце поклонением всему и рассматриванием всего окружающего как Самого Господа. Является ли он самым подходящим из