Бокар Ринпоче

Чинрезиг, Господь Любви

ее.

Незнание логики, медицины, астрологии и прочих наук - болезненно, поскольку необходимо потратить большое количество энергии и усилий и значительно попотеть, чтобы выучить их. Достаточно, однако, нескольких секунд, чтобы выучить мантру Ченрезига. Так что не приходится сталкиваться со страданием переходя от незнания к знанию ее. Вот почему: 'В начале, нет страдаешь от незнания ее.'

Потратив многие годы на приобретение знания сложной науки и получив славу и общественное положение, рискуешь завязнуть в самодовольстве и поверить в свое превосходство над другими. Простота мантры Ченрезига снимает эту опасность. Потому: 'Второе, не гордишься знанием ее.'

Последнее, если мы не поддерживать знание, накопленное в медицине, астрологии или других науках, его можно мало помалу лишиться. Но невозможно не помнить шесть слогов мантры: ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ. А значит: 'Наконец, не боишься забыть ее.'

ПРИНЦИПЫ МЕДИТАЦИИ

От нечистого к чистому

Дхарма - это метод, позволяющий нам пройти от состояния обычного существа к состоянию пробужденного существа, называемого состоянием будды. Можно знать единственно значение дхармы и ее глубокую цель, если понимать ее, как процесс, принципы которого выражаются в терминах очищения:

- базис очищения,

- объект очищения,

- очищающий агент,

- результат очищения.

Базис очищения

Истинная природа нашего ума - это ум сам по себе, аналогичный способу существования умов всех существ. Как такового, примеси не пачкают его. Сейчас он, однако, пропитан громадным временным обусловливанием. Такое обусловливание не воздействует на суть ума, но порождает иллюзию и страдание.

Суть ума называется 'сердцевиной пробуждения'. Она чиста, но, из-за отсутствия реализации, сердцевина пробуждения и нечистоты перемешаны вместе. Такое взаимно смешение образует базис очищения на подобие белой материи, запачканной грязью. Поскольку ее природа - белизна, материя может стать белой снова. Так же, природа нашего ума - это чистота, и мы можем вновь обнаружить ее. Уголь, однако, ни в коем разе не станет белым, ведь он изначально черен. Если бы иллюзия, двойственность и страдание были бы природой нашего ума, у нас не было бы ни единого шанса избавиться от них.

Объект очищения

Объект очищения - это то, что должно быть устранено, а именно, иллюзорные примеси, подобные пятнам покрывающим белую материю, не являющимся частью ее природы. Эти примеси не имеют какую-либо действительную реальность; в этом причина, почему их их можно устранить. Если бы они были наделены существованием самим по себе, это было бы невозможно; но они условны, имеют иллюзорную природу, и просто ошибочны. Их корень - это двойственность 'захваченного-захватывающего'. Внешне, существуют явления, выхватываемые как объекты; внутренне, есть ум, как схватывающий субъект. Такая полярность становится причиной зарождения тревожащих эмоций (гнева-отвращения. желания-привязанности, слепоты, зависти, стяжательства, гордости, и тому подобного) и иллюзорных явлений, на основании которых возникает карма и страдание. Следовательно, двойственность, основание данного процесса, должна быть удалена, как самое главное.

Внешне выхватываемые объекты имеют шесть аспектов, отвечающих шести чувствам:

- формы зрительного чувства,

- звуки чувства слуха,

- запахи чувства обоняния,

- вкус вкусового чувства,

- осязание тактильного чувства,

- мысленные объекты ментального чувства.

Субъект, внутренне схватывающий их, подразделяется на шесть сознаний:

- зрительное сознание,

- слуховое сознание,

- обонятельное сознание,

- вкусовое сознание,

- тактильное сознание,

- ментальное сознание.

В рамках иллюзии, ум функционирует таким образом: шесть объектов чувств и шесть сознаний, схватываются как отдельные реальности. Это разделение является пространством, в котором происходит игра тревожащих эмоций.

Эти шесть объектов и сознаний не являются, тем не менее, по-настоящему раздельными сущностями. К примеру, воспринимая форму, хотя мы и выхватываем две независимые друг от друга сущности, воспринимаемый предмет и воспринимающий ум, - мы совершаем ошибку. В действительности, форма, выхватываемая как предмет, есть ничто иное как манифестация аспекта 'ясности' ума, вместе с тем как я-субъект есть не иначе как 'аспект 'пустоты' того же самого ума. Внутри этой механики иллюзии, оказывается, что попадаешь в ситуацию, когда смотришь на себя как на другое. Почти как в случае, когда гуляешь в солнечный день; наша тень, отделенная от нас, кажется чуждой.

Внешне выхваченный объект и внутренне схватывающий субъект,