который ловит его, в действительности, ни чуть не разделены; но поскольку мы этого не осознаем, в силу вступает двойственность с самим собой. Отсюда возникает игра тревожащих эмоций и иллюзорных мыслей.
Значит, надлежит очиститься от такой полярности я-другое.
Очищающий агент
Чтобы постирать запачканную тряпку необходимы различные вещи, такие как вода, моющее средство и мыло. Аналогично, чтобы очистить ум, необходимо средство: это - дхарма. Все ее стадии, все стороны, что составляют ее, и все медитации, которым в ней учат, имеют эту уникальную очищающую функцию. Принятие прибежища, подготовительные практики, ментальное успокоение (ши ней) и высочайшее видение (лха тонг), фазы построения и завершения в ваджраяне, и наконец махамудра сходятся в одной и той же цели.
Благодаря дхарме, во-первых стихают тревожащие эмоции и ниболее явные иллюзорные мысли. Далее, постепенно, пропадают менее заметные аспекты, пока наконец последнее пятно, пелена, что закрывает знание не устраняется окончательной медитацией, 'ваджрным самадхи,' приводящей к предельному пробуждению.
Ясно, что медитация Ченрезига является одним из этих средств очищения. В частности, мыслью 'я - Ченрезиг', называемой 'гордостью божества,' очищается уподобление обыкновенному 'я'. Медитируя на теле божества, его украшениях, чистой стране и так далее, очищаются от того обусловливания, что производит обыкновенные явления. Мы изучим эти вопросы позднее в разделах 'Функция двух фаз' и 'Три характеристики фазы построения.' Там мы детально рассмотрим очищающую функцию Ченрезига.
Результат очищения
Когда ум полностью очищен от двойственности субъекта-объекта, показывается плод: реализация недвойственной истины ума. Его природа не отличается от трех тел пробуждения - абсолютного тела (дхармакая), тела совершенного опыта (самбхогакая) и тела эманации (нирманакая). Эти три тела уже присутствуют в скрытом состоянии на уровне базиса очищения. На уровне результата они актуализируются и раскрываются в своей полноте и чистоте.
С точки зрения пробуждения, фактически, не существует разделения, ни единого понятия о порождении, дифференциации или классификации. С относительной позиции, однако, выделяют три очевидных разновидности, три тела:
Дхармакая соответствует аспекту пустоты пробужденного ума, и потому не имеет формы, цвета, запаха и так далее. Это тело, сказано, обретается ради собственного блага. Силой сострадания и благодаря пожеланиям будд, а также заслуге существ, из дхармакаи проявляются два формальных тела.
Самбхогакая является существам, у которых очень чистая карма, в странах проявления отличных от наших. Там передача дхармы не происходит посредством учений, которые затрагивают речь и слушание. Самбхогакая просто проявляется, и бодхисаттвы, составляющие ее свиту учеников, понимают все, что должно быть передано.
Нирманакая - это манифестация пробуждения в сфере обыкновенного существования, имеющая целью руководить существами с нечистой кармой. К примеру, Будда Сакьямуни, который пришел на землю, повернул колесо дхармы, и тем самым позволил существам вступить на путь освобождения.
Пока два формальных тела добиваются блага существ, ум будды не совершает ни единого усилия, не питает ни единого намерения, и не испытывает ни единой трудности. Подобно сиянию солнца, здесь присутствует всецело спонтанная активность, результат предыдущих пожеланий, мотивации и заслуги.
Хотя аспекты трех тел и отличаются, их суть едина. На следующем примере можно понять, что эти три аспекта - по сути одно. Луна в небе - все равно, что дхармакая; ее лучи подобны самбхогакае; а ее отражение на поверхности воды - подобно нирманакае. Хотя луна, лучи и отражение выглядят различными, они являются по сути одним и тем же.
Так что, базисом очищения является ум обычного и нечистого существа, и тем не менее, наделенного потенциалом пробуждения. Объект пробуждения
- это собрание условных примесей, причиной которых является полярность субъкта-объекта. Агентом очищения является дхарма. Результат очищения - это реализация недвойственного способа существования, актуализация пробуждения.
Инициация
Для эффективности, всякая медитация ваджраяны требует инициации, духовная сила которой передается в ходе ритуала. Буз инициации, практика фаз построения и завершения не может совершаться, или же, если и совершается, будет бесполезной.
В зависимости от классов тантр и божеств, инициации предполагают различные аспекты внутри рамок более или менее сложных, продолжительных или коротких ритуалов. Их принцип, не смотря на это,