остается таким же.
Функционирование нашей обычной индивидуальности в Буддизме описывается различными средствами: пятью элементами, пятью агрегатами, двенадцатью базами восприятия и так далее. Эти разнообразные образования отмечены двойственностью, иллюзией и страданием. В ваджраяне, мы, однако, считаем их предельную природу чистой и божественной, хоть мы и не реализовали ее сейчас.
Что происходит в ходе инициации? Наставник, который наполняет ее мантрами, мудрами, визуализацией и медитацией, возлагает духовную силу и благословение на элементы, агрегаты и базы восприятия. Тем самым, их божественный потециал, прежде этого замутненный неведением, пробуждается. Этот начальный толчок и практика соответствующего божества, позволяют нам до конца актуализировать и выразить божественную реальность нашего ума.
Инициация Ченрезига, которая может быть передана только мастером, который сам получил ее по неразрывной линии, состоит из трех главных аспектов, включаемых в одну церемонию:
- инициация тела божества налагается на тело ученика. Это дает ученику полномочия визуализировать себя в форме Ченрезига, а также видеть вселенную как Страну Блаженства. Кроме того это позволяет нам медитировать на союзе видимости и пустоты.
- Инициация речи божества налагается на речь ученика. Тем самым получаются полномочия декламировать мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ, а также рассматривать все звуки как мантру, за рамками обычного представления о них как о приятных или неприятных. Кроме того инициация позволяет нам медитировать на союзе звучания и пустоты.
- Инициация ума божества возлагается на ум ученика. Она дает полномочия медитировать думая, что собственный ум является одним с умом Ченрезига, который открывает нас развитию любви и сострадания. Она так же позволяет нам медитировать на союзе сострадания и пустоты.
Тибетцы проговаривают мантру Ченрезига не получая инициации, но они делают это с верой и преданностью, приобретаемыми с малолетства. Все они рассматривают Ченрезига как защищающее божество их страны. Во время ходьбы, работая и выполняя большое количество дел, они проговаривают мантру, иногда не зная как визуализировать божество. Так же, если мы доверяем Ченрезигу, мы можем повторять его мантру не получая инициацию, и мы получим некоторую пользу от этого.
Пока Ченрезига рассматривают, как что-то внешнее, инициация, на самом деле, не обязательна. Однако, чтобы медитировать на себе в форме божества и действительно исполнять фазы построения и завершения, инициация необходима.
Две фазы медитации в Ваджраяне: построение и завершение
Медитации ваджраяны подразделяются на две фазы: фазу построения и фазу завершения.
Фаза построения принадлежит к первой части медитации, в течение которой мысленно созидается видимость божества.
Фаза завершения относится к концу медитации, в ходе которого видимость исчезает в пустоту. И тогда мы пребываем в природе ума, то есть отсутствии мысли и переживании радости одновременно.
Когда на поверхности океана образуются волны, они могут показаться чем-то отличным от океана. Однако, когда волна опускается, она уходит обратно в океан, ее собственную природу. Таким же образом и фазы построения и завершения не раздельны по сути. Как на примере с волной и океаном, они имеют одну и ту же природу. Фаза построения соответствует волне, которая набирает силу; фаза завершения - волне, которая падает обратно в океан. В обоих случаях, всегда один и тот же ум медитирует; там нет двух отдельных реальностей. Если не вполне понятно такое отношение, иначе пожалуй фазу построения можно сравнить с возведением дома, а фазу завершения с его разрушением.
Для начинающих, обе фазы имеют, и это верно, отличительные стороны. Мы сперва выполняем фазу построения, в продолжение которой визуализируем божество и повторяем мантру. В конце этой фазы, мы делаем фазу завершения, растворяем все явления в пустоте.
На более продвинутом уровне, однако, эти две фазы не различаются. Фаза построения начинает с пустоты ума, из которой созидается образ. Напимер, в уме можно вызвать образ города Парижа. Тогда видны строения, которые вы знаете, улицы, известные вам, и так далее. Все это возникает отчетливо. Хотя эта манифестация и появляется, она, тем не менее, пуста, лишена какой-либо материальной реальности или самостоятельно сущности. Пустота - это фаза завершения. Обе фазы присутствуют одновременно. Визуализируемые видения пусты и хотя они и пусты, тем не менее проявляются. Таков союз манифестации и пустоты.
Когда мы визуализируем Ченрезига, мы четко видим его лицо,