руки, драгоценности и разнообразные цвета; это - фаза построения. В то же самое время, Ченрезиг не имеет материального существования; это - фаза завершения. Так же и звуки являются одновременно звучанием и пустотой; мысли суть одновременно сознание и пустота.
Каждая мысль, которая возникает в уме на самом деле содержит в себе две фазы построения и завершения.
Такова природа двух фаз. Теперь мы рассмотрим то, как 'функционирует' медитация Ченрезига; как она поддерживает наш духовный прогресс в целом, то особое, что дают две фазы, и характеристики фазы построения.
Общие функции медитации Ченрезига
Медитация Ченрезига - это не просто фрагмент дхармы; она охватывает собой все аспекты духовного пути. Она закончена сама по себе и позволяет нам развить все качества обязательные для пути, шесть совершенств (парамит) махаяны:
- Мотивация, вдохновляющая нас медитировать, чтобы стать способными быть полезными существам. Это - парамита щедрости.
- Когда выполняют визуализацию и декламацию мантры, удаляются от обычной деятельности тела речи и ума. Обычное поведение, обычная речь и обычное мышление оставляются позади. Это - парамита этики.
- В ходе медитации, приемлют неудобство, которое тело и ум иногда испытывают. Это - парамита терпения.
- Верное усилие нарастает тогда подчиняешься упорству. Это - парамита усердия.
- Когда тело божества, чистая страна, украшения и слоги мантры узнаются как ясность ума, сияющее проявление самого ума. Это - парамита трансцендентальной мудрости.
Функцию медитации Ченрезига можно рассмотреть более досконально. Для этого используются две перспективы:
- Медитация позволяет развить аспекты такие разнообразные, как устранение иллюзорных мыслей, накопление заслуги, сострадание, преданность, ментальное спокойствие, высочайшее видение, и махамудра.
- Она так же дает возможность очистить свое обусловливание на глубочайшем уровне.
Давайте изучим пункты, причисляемые к первой возможности:
- Устранение иллюзорных мыслей: во-первых, визуализация цветов, одежд и атрибутов Ченрезига способствует устранению обыкновенных иллюзорных мыслей. Во-вторых, визуализация себя в форме Ченрезига уничтожает конструкции иллюзорного 'я'.
- Накопление заслуги: в медитации представляют, что излучают свет. Некоторые лучи идут 'вверх' и делают подношение буддам и боддхисаттвам десяти направлений. Также мы посылаем лучи 'вниз' к обычным существам и облегчаем их страдание. Такие визуализации, помимо прочего, позволяют нам накопить заслугу и очистить свои завесы.
- Сострадание: практикующий думает о страдании существ и при посредстве различных визуализации, которые мы рассмотрим позднее, развиввает сострадание к существам. Кроме того, подлинная форма Ченрезига и его мантра насыщают наш ум состраданием всех будд, поскольку Ченрезиг и его мантра выражают такое сострадание.
- Преданность: мы адресуем подношения и молитвы к буддам и бодхисаттвам, что позволяет нам усилить свое доверие и преданность.
- Ментальное успокоение (тибетское ши нэй): в продолжение медитации, ум покоится без рассеяния на всем теле божества или на какой-либо детали, ыизуализируемом слоге, или звуке мантры, и это позволяет нам развить ментальное спокойствие. Сверх того, те различные объекты, на которых ум может успешно медитировать, охраняют медитатора от утомления и облегчают продвижение в медитации.
- Высочайшее видение (тибетское лха тхонг): когда тело Ченрезига ясно выступает в уме, оно, однако, лишено действительной сущности и материальной реальности, подобно отражениею луны в воде или же образу в зеркале. Это тело является сияющим свечением предельного Ченрезига, который является также и предельной природой нашего ума. Осознание пустой природы данного явления - это высочайшее видение.
- Махамудра: божество, значит, является видимостью-пустотой. Но оно, с одной стороны, не является видимостью, а с другой стороны, пустотой, один раз видимостью другой раз пустотой. Будучи видимостью, оно не теряет своей пустоты; будучи пустым, оно не лишается своей видимости. Это - союз видимости и пустоты, не в смысле двух вещей, расположенных друг подле друга, но в смысле двух вещей, образующих одну и ту же нерасчленимую реальность. Пребывать без рассеяния в таком состоянии соединения - это одновременность ментального успокоения и высочайшего видения сразу, так же называется махамудрой или же более точно, в данном случае, 'махамудрой тела божества'. В начале не испытываешь по-настоящему это состояние, но наличие некоторого представления о нем облегчает подступ.
Особые функции