в латентном состоянии и не дают ей проявиться. Когда она по-настоящему проявится, чистые страны и тела божеств, которые являются истинным выражением этой предельной природы ума, откроются сами.
Характеристики фазы построения
Теперь давайте снова вернемся к фазе построения. Чтобы быть законченной, она должна быть наделена тремя характеристиками:
- отчетливой видимостью образа,
- памятью и знанием чистого значения,
- гордостью божества.
Отчетливая видимость
Кармическое обусловлдивание - это источник, из которого создается мир в том виде, как мы воспринимаем его, внешний мир, а также наше собственное тело. Эти творения подобны творениям сна, но у нас имеется твердое и реальное восприятие их существования. Отчетливость видимости, то есть ясность визуализации, направленна на то, чтобы выключить нас из участия в этой разновидности иллюзорного порождения и удалить наше тяготение к такой реальности. Хотя мы уже и обсудили данную функцию при рассмотрении очищения потенциала сознания, давайте взглянем на нее еще раз с точки зрения фазы построения.
Мир представляется нам как громадное многообразие манифестаций: вселенная, внешнее окружение, наша жизненная ситуация, тело, одежда, драгоценности, что мы носим, разнообразные цвета и так далее. Визуализация берет в расчет это многообразие и предлагает такое же многообразие божественных проявлений:
- вселенная и внешнее окружение заменяются визуализацией Страны Блаженства, где все явления прекрасны, чисты и насыщены радостью;
- наша жизненная ситуация вытесняется визуализацией 'драгоценного дворца' божества;
- все существа и мы сами принимаем форму Ченрезига;
- одежда и украшения становятся драгоценностями и шелком на Ченрезиге;
- обычные цвета преобразуются в цвета божества и в частности в цвета тела, украшений и одежды.
Таким образом, божественные явления замещают обычные явления и нейтрализуют нашу фиксацию к их реальности.
Новички, однако, часто испытывают трудность в том, чтобы получить ясность видимости и самое сложное получить целиком образ всего божества. Поэтому можно сперва визуализировать отдельные аспекты: только лицо, затем каждую из рук или четки, лотос, драгоценность и так далее. Такой подход дается несколько легче.
Начинающие также могут испытывать сложность в том, чтобы видеть, что Ченрезиг, которого они визуализируют, и их собственный ум - одно. В действительности, визуализация существует только в нашем уме, а значит, нет субъекта, который наблюдает или же наблюдаемого объекта. Наши привычные тенденции склоняют нас, даже в данном случае, к тому, чтобы удерживать дуальность субъект-объекта. И только благодаря большому опыту медитации и верному пониманию природы ума визуализация перестает быть окрашенной ошибочными понятиями о субъекте и объекте. Временно, начинающий медитатор может рассматривать визуализацию просто как объект, за которым ум наблюдает, и пытаться сделать ее более четкой и устойчивой, давая возможность уму успокоится.
Знание чистого значения
Ясность визуализации не должна превращаться в восприятие божественного объекта, как могущего на самом деле существовать материально, пусть даже на плане более прекрасном и высоком, чем наш. Божество - это видимость и вместе с тем отсутствие присущей ей реальности, вроде образа в зеркале или отражения луны в воде. Визуализируемое божество не обладает той же природой, что и тханка или статуя. Его природа лишена материального существования и при этом наделена качествами пробужденного ума. Она
- не материальная и не косная.
Схватывание материальной реальности в божестве уничтожается вспоминанием чистого значения. Здесь имеется в виду знание того, что всякий визуализируемый аспект выражает качества пробуждения в виде символической связи. Поэтому, каждая деталь Ченрезига имеет значение:
- белый цвет его тела: Ченрезиг абсолютно чист, свободен от какого-либо недостатка;
- одно лицо: суть всех феноменов - одного и того же вкуса;
- четыре руки: 'четыре неизмеримых' (неизмеримая любовь, неизмеримое сострадание, неизмеримая радость и неизмеримая безмятежность);
- две скрещенные ноги в ваджрной позе: Ченрезиг не пребывает ни в крайностях нирваны для себя, ни в самсаре; он соединяет сострадание и пустоту;
- драгоценность, которую он держит в сложенных у сердца руках: Ченрезиг совершает действия на благо всех существ и удовлетворяет их нужды;
- четки, которые он держит в правой руке: он вытягивает всех существ в направлении освобождения;
- лотос в левой руке: Ченрезиг имеет сострадание ко все существам, и помимо этого, - сродни