визуализации, не привнося в медитацию концепций таких как: 'Пустота ума должно быть это' или 'Думаю, что ум - также и ясность' и тому подобное. Мы просто остаемся бдительными и не отвлекаемся, не следуя за мыслями, которые возникают, ни стараемся остановить их, не принимая и не отвергая, не надеемся и не беспокоимся.
Мы медитируем таким образом сколько желаем.
Заключение
После окончания вышеописанной медитации, мы снова думаем, что мы - Ченрезиги; все существа - так же Ченрезиги; мир - это Страна Блаженства; все звуки - мантра, и так далее. Но теперь это - только мысль, не визуализация. Поем:
ДАГ ШЕН ЛУ НАНГ ПАК ПЭЙ КУ
ДРА ТРАК ЙИ ГЭЙ ДРУК ПЕ ЙАНГ
ДРЕН ТОК ЙЕ ШЭЙ ЧЕН ПО ЛОНГ
Мое тело и тела других - это тело Ченрезига,
Все звуки - это мелодия шести слогов,
Ментальная активность находится во владении великой мудрости.
Потом посвящают заслугу от медитации и желают, чтобы она помогла достичь того же состояния, что и Ченрезиг, с тем, чтобы принести благо остальным. Поем:
ГЭЙ ВА ДИ ЙИ НЬЮР ДУ ДАГ
ЧЕН РЭЙ ЗИ ВАНГ ДРУП ГЬЮР НЭЙ
ДРО ВА ЧИК КЬЯНГ МА ЛУ ПА
ДЭЙ ЙИ СА ЛА ГУ ПАР ШО
Благодаря этой практике
Пусть я быстро реализую Господа Ченрезига,
И потом установлю в этом состоянии
Всех существ.
Наконец, мы поем короткое пожелание переродится в Стране Блаженства:
ДИ ТАР ГОМ ДЭЙ ГЬИ ПЕ СО НАМ ГЬИ
ДАГ ДАНГ ДАУ ЛА ДРЕЛ ТОК ДРО ВА КЮН
МИ ЦАНГ ЛЮ ДИ БОР ВА ГЬЮР МА ТАК
ДЭЙ ВА ЧЕН ДУ ДЗУ ДЭЙ ГЬЭЙ ВАР ШО
КЬЭЙ МА ТАК ТУ СА ЧУ РАБ ДРУ НЭЙ
ТРУЛ ПЭЙ ЧОК ЧУР ШЕН ДУ ДЖЭЙ ПАР ШО
Благодаря заслуги от этой медитации и декламации
Пусть я и имеющие со мной связь,
Сразу же, как только мы покинем это нечистое тело,
Чудесным образом переродимся в Стране Блаженства.
А потом сразу после такого перерождения, пройдем по десяти ступеням
И через эманации, принесем пользу в десяти направлениях.
На этом заканчивается короткая версия медитации на Ченрезига. Можно включить сюда любое количество других молитв, но существенные части содержатся в короткой практике.
ПРАКТИКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Чтобы практика была законченной, ее не следует ограничивать лишь занятиями медитацией, но и развивать при всех родах деятельности в жизни на протяжение всего дня, а также и ночи. Мы последовательно разберем пять аспектов такого продолжения медитации:
- пусть все явления самоосвобождаются,
- пусть шесть групп чувств самоосвобождаются,
- пусть обстоятельства самоосвобождаются,
- практика с использованием сна,
- практика во время еды.
Пусть явления самоосвобождаются
Возникающие явления располагают двумя аспектами:
- внешними явлениями - формы, звуки, запахи и так далее.
- внутренними явлениями - мысли и построения, как результат размышления и воображения.
Сейчас мы признаем за этим двум типам явлений присущую им реальность. Мы воспринимаем их как объекты, наделенные действительной реальностью, и также приписываем это качество субъекту, 'я'. Такая субъект-объектная двойственность фиксируется на явлениях, и они оказываются в плену у себя, скованные нашей верой в их реальность.
Как можно освободиться от этих пут? Пусть явления 'самоосвобождаются'. Это значит не отрицать их, но так же и не утверждаться относительно их. Явления - просто то, что они есть, вне всякой концепции.
Чтобы суметь принять такую промежуточную позицию, надо понять, как сказано, что ум - 'господин явлений'. Когда видимость возникает, и мы утверждаемся в ее реальности, что значит, что мы убеждаемся в ее действительном существовании, то именно ум делает такое утверждение. Если же мы отвергаем ее реальность, то именно ум делает такое отрицание. Явления не утверждают ни отрицают себя; лишь ум принимается приписывать им существование или несуществование. Если же мы теперь взглянем на суть самого ума, то не сможем ничего обнаружить. Мы не способны опознать у него какой-либо принадлежности; его сущность невыразима, она - пуста.
Когда ум не пребывает в своей сущности, вероятно предположить, что явления действительно существуют или же что они совершенно лишены существования. Равно и сущность человека, который утверждает или отрицает не может быть идентифицируемым объектом, 'вещью', которую можно обнаружить. Не имея подлинного существования, она - пуста. А потому мы не впадаем в этернализм, то есть веру в ум, как индивидуальную сущность, в реальность эго. Это не значит, однако, что есть лишь ничто, всецелое несуществование. В этой самой пустоте возникают все явления и все мысли. А потому мы не впадаем в крайность нигилизма.
При таком взгляде, свободном от двух крайностей, явления самоосвобождаются,