в отсутствии мыслей, и с умом, пребывающем в пустоте, мы закладываем фундамент распознавания ясного света, сначала во время глубокого сна, а затем в момент смерти. Ясный свет, говоря более понятно, предполагает, что отсутствие мыслей сопровождается сознанием. И тем не менее даже если мы никак не добиваемся его, отсутствие мыслей и медитация на сфере белого света упрощают его возникновение. В частности, в момент смерти, мы сумеем распознать его в конце процесса проявления-продолжения-достижения.
Во-вторых, практика сна может совершаться с желанием действительно сознавать то, что нам снится в ходе самого сновидения. Следует попытаться понять, что картинки сновидения, в то самое время, когда они проявляются, лишены настоящей сущности. Они - всего лишь продукт ума. После этого надлежит попробовать оставаться в медитации с таким состоянием осознанности. Аналогичным образом, мы пытаемся распознать отсутствие реальности приятных и неприятных ощущений, отсутствие реальности радости или страданий, которые мы можем испытывать в течение сна. Следовательно, происходит самоосвобождение феноменов сна. Эти феномены продолжаются, но мы больше не обманываемся на их счет, думая, что они реальны.
Если сумеем, мы так же можем визуализировать себя в форме Ченрезига и повторять мантру в ходе сновидения. Мы можем делать ту же медитацию и в бардо, и окончательно освободить себя от видений 'бардо природы самой по себе'.
Просыпаясь с утра, если мы можем припомнить сны прошедшей ночи, то не связываем с ними особого значения. Не считаем красивые сны хорошими или благоприятными, а неприятные сны плохими или неблагоприятными. Мы просто напоминаем себе, что сны - всего лишь иллюзорные манифестации ума, свободные по сути от подобных квалификаций 'хороших' или 'плохих' снов.
Затем думают, что, в действительности, явления бодрствующего состояния обладают той же природой, что и видения сна. Феномены, хотя и появляются, не имеют подлинности настоящего тождества; они пусты. Откуда они происходят? Они происходят из ума, который сам пуст в сущности. Мы сейчас говорим о явлениях, как внешних, а уме - внутреннем. Однако, 'внешнее' и 'внутреннее' суть вводящие в заблуждение различения, которые в пределе не имеют смысла. Когда явления и ум возникают в чистом знании пустоты-ясности, то это - ум самого Великого Сострадательного.
Практика во время еды
Во время еды, представляют себя в виде Ченрезига, и что вся потребляемая пища становится нектаром, преподносимым божеству. Перед едой проговариваем:
ДЖО ВО КЬОН ГЬИ МА ГУ КУ ДУ КАР
ДЗОК САНГ ГЬЭЙ ГЬИ У ЛА ГЬЕН
ТУ ДЖЭЙ ЧЕН ГЬИ ДРО ЛА ЗИК
ЧЕН РЭЙ ЗИ ЛА ЧУ ПА ПУЛ
Господь с белым телом, незапятнанный ни единым дефектом,
Совершенный Будда украшает твою голову.
Ты смотришь на существ взором сострадания.
Тебе, Ченрезиг, я подношу эту еду.
МАСТЕРА ПРОШЛОГО
Мы видели, как присутствие Ченрезига в мире могло принмать разнообразные формы, причем не обязательно такие, которые можно было бы идентифицировать по типу божества. В Тибете тем не менее люди делают значительные попытки к тому, чтобы более точно определить его присутствие, и выявить какие-нибудь 'эманации' Ченрезига. Царь Сонгтсен Гампо и Лама Гьялсе Томе - два наиболее известных.
Другие мастера, такие как индийская монахиня Гелонгма Палмо и Кьергангпа - знамениты не как эманации, но в виду того особого места, которое занимал Ченрезиг в их жизнях.
Следующий короткий обзор, даваемый в хронологическом порядке, описывает жизнь каждого из этих наставников.
Гелонгма Палмо
Во-первых, такая фигура, как Гелонгма Палмо: она жила в древней Индии, и была и по-прежнему является наиболее известной из-за тех сверхобычных достижений, которых она добилась благодаря благословению Ченрезига.
Текст, озоглавленный Мани Кхабум, сообщает, что она родилась в царской семье на северозападе Индии. В молодости, Гелонгма Палмо захотела отказаться от своего привилегированного положения принцессы и приняла монастырский уклад. Позже, она подхватила проказу, лишилась рук и ступней, и была вынуждена покинуть монастырь.
Брошенная своими слугами в далеком от людей месте, она жила в состоянии огромной безысходности. Несколько утешил ее привидевшийся ей сон. Она увидела царя Индрабодхи, который благословил ее и сказал: 'Практикуй медитацию Ченрезига и получишь способность обрести высшее достижение, осознание природы ума.' Послушно данному совету, Гелонгма Палмо принялась повторять ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ днем, и декламировать длинную мантру Ченрезига ночью /длинная мантра содержится в практике Ньюнг Нэй/.Она