история появления Ченрезига в сфере относительности.
Страна Блаженства и Потала
Потала главным образом известна как дворец в Лхасе, который, до вторжения китайцев, служил резиденцией Далай Лам. Однако Потала в Лхасе получила свое название от небесной Поталы, горы, на вершине которой пребывает Ченрезиг. Земная Потала - это отражение божественной Поталы. Здание в Лхасе изначально было названо 'Потала', потому что царь, Сонгцен Гампо, который распорядился о ее сооружении в седьмом веке, рассматривался в качестве эманации Ченрезига, как и Далай Ламы позднее.
Хотя дворец ченрезига, как эманации, - это божественная Потала, он так же пребывает в Стране Блаженства (Девачене). Он является приемником Амидабхи, когда Амитабха переходит в другие чистые страны. Поэтому, в конце медитации, молятся о перерождении в Стране Блаженства.
Страна Блаженства и Потала находятся в разных местах. Страна Блаженства лежит на западе чрезвычайно далеко от нашего мира, между тем как Потала - на юге и гораздо ближе. Именно оттуда, в частности, Ченрезиг наблюдает за землей.
Такие соображения содержательны исключительно в контексте буквального смысла. С точки зрения безусловного смысла, проявления будд и их чистых стран - 'одного и того же вкуса.' К ним нельзя применить понятий множественности или единственности.
По правде, страны и чистые манифестации, такие как Страна Блаженства, являются ничем иным, как доподлинным сиянием ума будд. Проявившись, они не обладают объективной реальностью с точки зрения пробуждения; они находятся вне представлений о субъекте и объекте. Это тип не-двойственной видимости, которую называют 'подлинным сиянием.'
Мы не имеем способности видеть чистые страны. Обращая к ним ум, однако, и молясь о перерождении там, мы создаем и очищаем тенденцию, которая, в соединении с силой пожеланий и милостью будд, позволяет нам действительно получить новое рождение там после смерти.
Переживание, которое там испытывают, отличается как от того переживания, что имеется у нас сейчас, и переживания будды. Явления, что мы воспринимаем в чистой сфере не обладают той структурой явлений обычной материи; у них чистая природа. Всё - прекрасно, все звуки - гармоничны, любой запах - приятен, и так далее. Там отсутствуют тревожащие эмоции и страдание. И тем не менее мы остаемся в рамках отношения субъекта к объекту; мы не испытываем недвойственной чистоты. Чтобы обрести ее, нам надо продолжать получать учения, медитировать и практиковать в чистой стране. Мы ушли от страданий состояния обыкновенного существа, но мы еще не достигли предельной недвойственности: реализации будды.
В общем, чтобы переродиться в чистых странах, первое, что необходимо, это обрести уровень первой ступени бодхисаттвы, весьма высокий уровень реализации. На этом уровне уже обладают видением предельной реальности. Чтобы родиться в Стране Блаженства, не обязательно достигать такого уровня. Можно переродиться и жить там не добившись первой ступени. Такое возможно благодаря особой силе сострадания и пожеланий Будды Амитабхи. Сказано, что если устремленность, преданность и доверие очень велики, то даже человек совершивший множество негативных действий может переродиться в Стране Блаженства. Это также такое место, где могут проявляться в конце своей жизни столь высокие существа, как, например, Кхьюнгпо Налджор, основатель линии Шангпа. Чем бы ни была эта страна, она является состоянием, с которого нет возврата. Однажды переродившись там, больше невозможно снова упасть в миры самсары.
Мантра 'ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ'
Мантры - это звучание проявления, исходящего из пустоты. Они - подлинное звучание пустоты.
С точки зрения абсолютной истины и самой пустоты, у мантры нет како-
го-либо существования. Нет ни звука, ни мантры. Звуки и мантры, как и
все прочие формы проявления, принадлежат относительной области, происходящей из пустоты. В области относительного, звуки, хотя и лишенные собственной сути, обладают силой обозначать, называть и действовать на ум. Когда, к примеру, кто-нибудь говорит нам: 'Ты замечательный человек,' - или же, - 'Ты неприятен,' - слова 'замечательный' или 'неприятный' - не 'вещи'. Они - только звуки, и нет ни 'замечательного' ни 'неприятного' самого по себе, они просто вызывают мысли, отвечающие 'замечательному' и 'неприятному', и производят эффект на ум. Сходно с этим и мантра на относительном уровне наделена непогрешимой силой действия.
Мантры очень часто являются именами будд, бодхисаттв или божеств. Например, ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ - один из вариантов имени Ченрезига. С абсолютной