МЕДИТАЦИЯ НА ЗЕЛЁНУЮ ТАРУ
ГЕЩЕ ДЖАМЬЯН КЕНЦЕ родился в тибетской провинции Амдо в 1926 году. В возрасте 10 лет он стал монахом-гэцулом в небольшом монастыре Нгарун-гомпа. До 19 лет Чжамьян Кенце изучал азбуку, гуру-йогу и различные молитвы школы Гелуг, а затем основные тантры, такие как Гухьяса-маджа, Ваджрабхайрава, Накрасамвара и Сарвавид-Вайрочана.
В возрасте 19 лет, втайне от родителей и Учителя вместе с четырьмя другими монахами он отправился в столицу Тибета Лхасу, где поступил в школу Го-ман монастыря Дрепунг. Там до 32 лет Чжамьян Кенце изучал философию и другие предметы. В 1959 году, в день нападения китайских оккупационных войск на Норбулинк, летнюю резиденцию Далай-лам, Чжамьян Кенце вместе с одиннадцатью земляками ушел вслед за Его Святейшеством в Индию.
Десять лет Чжамьян Кенце провел в лагере беженцев в штате Ассам, а затем вместе с группой тибетцев переехал на юг Индии, где они образовали лагерь в Маготе. 'Там в течение 15 лет мы, надев штаны и рубахи, обрабатывали поля, а по вечерам, надев монашеские одежды, до двух часов ночи слушали объяснения Учителей и проводили диспуты', — пишет Чжамьян Кенце в своей атобиографии. В возрасте 50 лет он получил высшую ученую степень геше-лхарамбы, после чего учил в Гоман-дацане, а затем четыре года в Занскаре.
'Когда стало известно, что кому-то надо ехать в Россию, настоятель обратился ко мне; я встал и поехал', — так лаконично сообщает Геше в автобиографии о своем прибытии в нашу страну.
В Россию Геше Чжамьян Кенце прибыл в 1993 году и поселился в Санкт-
Петербургском дацане. Там он преподавал логику и теорию познания служителям
дацана, а своим ученикам-мирянам читал курс лам-рима. В настоящее время Геше
Чжамьян Кенце преподает Дхарму в Учебном центре С.-Петербургского Союза
буддистов. За время своего пребывания в России Геше совершил ряд учитель-ских поездок в Москву, Туву и Калмыкию.
По материалам журнала 'Буддизм России'
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ
Начиная Учение, необходимо помнить слова Чандракирти, автора Муламадхъямика-карики, в которых сказано: 'Сегодня, когда мы обрели человеческое рождение, мы имеем ту степень свободы, при которой можем совершить нечто для будущей жизни; мы должны воспользоваться этой возможностью. Иначе, ничего не совершая и не совершив в этой жизни, мы окажемся в одном из плохих мест существования, где не будет предоставлено никакой возможности, никакой свободы, где мы будем не способны на какие-либо действия. Поэтому именно сейчас, именно при этом рождении мы должны стараться во имя будущей жизни'.
И в эти слова вложен тот смысл, что сейчас, когда мы обрели
человеческое рождение, мы можем действовать:
на собственное благо;
на благо других;
на благо этой жизни;
на благо будущей жизни.
В противном случае мы получим новое рождение в пределах трех плохих мест существования, например, в виде животного. Ограниченные возможности животного мы можем видеть на примере тех собак, которые живут рядом с нами, которых мы видим своими глазами. И этот пример, когда мы воочию видим ограниченные возможности перерождения в дурных существованиях, например, в виде животного, должен вдохновлять нас на то, чтобы полностью задействовать все наши возможности в этой жизни, чтобы жить, стремясь обрести собственное благо и принести благо другим существам, обрести благо как в этой, так и в будущей жизни. Опираясь именно на это рождение, на данные нам сейчас тело и ум, мы можем совершить очень многое; это и есть та степень свободы, которой мы должны воспользоваться в нынешнем рождении.
До нашей сегодняшней встречи вы выслушали много наставлений от Геше Тинлея, и я буду следовать в этом же русле, повторив учение о Четырех Благородных Истинах, учение о Двенадцатизвенной цепи зависимого происхождения и учение о способах тренировки ума.
Четыре Благородные Истины
Вы не один раз слышали перечисление так называемых Четырех Благородных Истин или, точнее, Четырех Истин Святого. Это:
Первая Истина — о том, что существует страдание.
Вторая Истина — о том, что существует источник страдания.
Третья Истина — о том, что существует прекращение страдания.
Четвертая Истина — о том, что существует Путь, ведущий к прекращению страдания.
В целом, все Учение Будды можно изложить двумя способами:
1. С точки зрения Четырех Истин.
2. С точки зрения Двух Истин.
Первой проповедью, первым Учением, которое Будда Бхагаван даровал живым существам, подводя их к необходимости воспитания, тренировки и подчинения собственного ума, было Учение о Четырех Истинах Святого.