мы не совершаем действия убийства, то мысль убийства в нас все же присутствует. Значит, это тоже грех. Грех мысли об убийстве.
РИНПОЧЕ: Если речь идет об убийстве иллюзорной лошади, то можно сказать, что убийство не совершено. Но тут есть тонкости. Если человек, который породил намерение убить лошадь, не знает о том, что эта лошадь является магически созданной лошадью, тогда в этом есть грех. Если же он понимает, что это иллюзорная лошадь, тогда нет греха.
ВОПРОС: Что подразумевается под душой в тибетском буддизме? Душа и сознание — это одно и то же?
РИНПОЧЕ: Здесь есть различие. Например, мы можем говорить о сознаниях, связанных с органами чувств, и это не является умом. Это сознание, которое связано с органами чувств, с работой органов чувств. В этом смысле сознание и ум различаются. Но в другом контексте, то есть в плане познавательного процесса, ум, осознавание, сознание не различаются. Они как синонимы, которыми обозначаются познавательные процессы. Сознание же, связанное с работой органов чувств, и то, о чем мы говорили выше как о душе курильницы и обозначении живых существ как 'наделенных сознанием', — это не одно и то же, то есть сознание в первом случае и сознание во втором случае различны. Понятно? То есть разные контексты требуют разных цепочек терминов. В том, что касается познания, осознавание и ум не различаются. Говоря о работе сознания, связанного с органами чувств, мы пользуемся термином 'сознание'. Для того же, чтобы обозначить работу или наличие души, мы пользуемся термином 'ум'.
Во время медитации, во время практики созерцания работает 'душа'. Обычно мы пользуемся понятием пяти органов чувств, и вы их все знаете. Но есть еще один орган чувств. Он называется по-тибетски 'йид', а на санскрите 'манас'. И есть сознание, связанное с работой этого органа чувств. Тибетцы считают, что анатомически он расположен в области сердца, а не в голове. Мановиджняна, то есть сознание, связанное с этим органом чувств, и есть сознание, которое мы называем также умом. Вот этот орган работает во время медитации.
ВОПРОС: Что такое сущее?
РИНПОЧЕ: В самом общем смысле, если не давать этому философскую характеристику, сущим называется все то, что нас окружает, включая наш собственный ум. А вот теперь можно перейти к определению. Что значит 'сущее'? Сущее — это то, что выполняет собственную функцию.
ВОПРОС: Означает ли освобождение постоянное нахождение в самадхи?
РИНПОЧЕ: Вопрос об освобождении мы затронем, когда будем говорить о Третьей Истине Святого, которая называется Истина о прекращении страдания. Тогда и обсудим подробности. А если сказать совсем коротко, то освобождение — это выход за пределы сансары. А сансара, как уже было объяснено, это то, что мы есть. Выход за пределы сансары или, говоря другими словами, достижение состояния святого. Достижение уровня святого. Как достигается уровень святого? Он достигается, конечно же, через сосредоточение, но это вовсе не означает непрерывное нахождение в состоянии сосредоточения.
Мы с вами пользовались четырьмя понятиями, такими как: 1) Пустота; 2) отсутствие независимого 'я'; 3) несуществование в высшем смысле, то есть с точки зрения Абсолютной истины; 4) Существование в общепринятом смысле.
Какова разница между четырьмя этими обсуждаемыми ныне понятиями?
Я переформулирую вопрос. Среди этих четырех понятий, какие можно соединить, а какие нельзя соединить?
ОТВЕТ: 1, 2 и 3 можно соединить.
РИНПОЧЕ: Это правильно! Это понимание! Среди этих четырех обсуждаемых нами понятий мы можем объединить первые три, а именно: 'пустота', 'отсутствие независимого 'я' и 'несуществование с точки зрения Высшей Истины'. А то, что называется 'существование в общепринятом смысле', стоит отдельно.
И мы двигаемся дальше, переходя к следующей из Четырех Истин Святого. Мы осознали факт тотального страдания и рассмотрели Истину о страдании. И теперь мы задаем себе вопрос: 'Какова же причина этого страдания?'
С древних времен в Индии существует школа, которая называется Чарвака. Её последователи утверждают, что страдание беспричинно. Если рассуждать, исходя из подобного тезиса, что страдание беспричинно, то тогда мы можем предположить два логических хода: 1) если страдание 'беспричинно', то мы можем страдать до бесконечности; 2) значит, мы можем вообще не испытывать страдания.
Если мы не соберем воедино все причины для того, чтобы построить дом, то мы его не сможем построить. Вот это и есть зависимое существование, или зависимое происхождение. Если нет причины, то тогда нет и страдания. А если мы будем говорить: