развитии, то таким образом обратим это средство против всех аффектов. Ибо, если применять противоядие для каждого аффекта отдельно, например, противоядие против страсти, то оно не покроет наш недостаток в виде гнева, а это значит, что против гнева мы должны применять другое противоядие. А если мы будем применять противоядие против неведения, то это противоядие избавит нас от всех аффектов, которые коренятся в неведении.
Такой подход к противодействию аффектам описан в сочинении Четыре сотни четверостиший Арьядевы — ученика и последователя святого Нагарджуны. В нем говорится, что, если мы посмотрим под определенным углом зрения на тело (скандхи), то мы можем сказать, что тело является воспринимающим органом, то есть мы воспринимаем мир телом. Так же и в отношении неведения, являющегося аффектом, который покрывает все остальные аффекты. И если мы применим противоядие против этого (покрывающего все остальные аффекты) аффекта, то таким образом мы можем уничтожить все аффекты. А если мы будем бороться с аффектами по отдельности, то это совсем иной подход: здесь, применяя противоядие против гнева, мы отбрасываем только гнев. Применяя противоядие против страсти, мы отбрасываем только страсть и так далее.
Истина о происхождении страдания
Так же, как и Истина о страдании, Истина о происхождении страдания имеет четыре положения, то есть рассматривается с четырех точек зрения:
1) причины;
2) источника;
3) возникновения;
4)условия;
Рассмотрим Истину о происхождении страдания с точки зрения причины. Например, причиной является страсть. Благодаря страсти мы обретаем рождение, и в этой связи такой аффект, как страсть, является причиной происхождения страданий. В дальнейшем мы будем говорить о причине происхождения страдания уже с другой точки зрения, в русле Двенадцатичленной цепи зависимого происхождения.
А сейчас продолжим наше рассмотрение Истины о происхождении страдания с точки зрения причины. Страсть является причиной рождения, а это значит, что страсть является причиной возникновения страдания, которое выражается в рождении.
Второй аспект рассмотрения Истины о происхождении страдания связан с понятием источника — источника происхождения страдания. Что значит источник страдания? Здесь применим тот же пример нашего человеческого рождения, получив которое, мы тем самым обрели источник возникновения страдания. Источник возникновения такого страдания как рождение, болезнь, старость и смерть очевидны любому из нас.
Третий аспект — это возникновение, возникновение не только всех видов страдания, но и сильного страдания. Рассмотрим, например, страсть с точки зрения возникновения сильного страдания. Если мы из-за страсти обретаем человеческое рождение, а вместе с ним и источник страдания в виде рождения, болезни, старости и смерти, то в этом рождении 'благодаря' страсти мы испытываем наивысшее страдание рождения, болезни, старости и смерти. Вот эта третья точка зрения, третий подход к рассмотрению Истины о происхождении страдания.
Четвертый аспект рассмотрения Истины о происхождении страдания называется условие. Мы говорим 'причины и условия'. Что такое условие? Например, условие моего сегодняшнего прибытия в Москву — это ваше приглашение.
Это четыре положения, четыре точки зрения, или четыре аспекта, которые раскрываются в Истине о происхождении страдания. Истина о происхождении страдания заключается в карме и аффектах. Теперь вы можете задать вопросы, касающиеся Истины о происхождении страдания, кармы, аффектов и так далее.
ВОПРОС: Расскажите, кто такие бодхисаттвы. Испытывают ли бодхисаттвы страдания?
РИНПОЧЕ: Бодхисаттвы бывают разных уровней.
Есть уровень, который называется уровнем накопления двух собраний. Это первый уровень развития бодхисаттвы.
Второй уровень называется уровнем применения (накопленного). На этих уровнях бодхисаттвы страдают. Но эти страдания отличаются от тех страданий, которые испытываем мы, простые люди. Ведь если бодхисаттва породил мысль о просветлении, то сам характер или качество страдания изменяется. Но, поскольку развитие бодхисаттвы, рост бодхисаттвы — это тоже процесс, то, даже породив в потоке сознания мысль о просветлении и развиваясь далее, следуя в этом потоке, бодхисаттва обладает тем, что называется 'загрязненные скандхи', и до тех пор, пока он ими обладает, он страдает. Просто сам характер этого страдания отличается от испытываемых нами страданий.
ВОПРОС: Расскажите об обетах бодхисаттвы.
РИНПОЧЕ: Обеты бодхисаттвы — это настоящие условия для того, чтобы возрастала сила души. Конечно, живое