существо, которое приняло обеты бодхисаттвы, не может тут же спасти всех живых существ. Но путем принятия обетов оно внедряет в поток сознания эту мысль с такой силой, что эта возможность расширяется. Об этом мы поговорим, когда наступит время изложения темы Тренировка ума.
ВОПРОС: Можно ли судить о количестве накопленной кармы?
РИНПОЧЕ: Речь идет об отрицательной карме. Карма как закономерность и карма как поступки, которые мы совершаем, — и то и другое по-тибетски и на санскрите называется 'карма', или 'деяния'. Но их нужно различать. Если говорить о поступках, точнее, о проступках (поскольку речь идет об отрицательной карме), то есть способ описания всего бесконечного множества проступков. Для этого все разнообразные проступки классифицируются на десять разновидностей. Их нетрудно перечислить, и все они обозначают отсутствие элементарной нравственности.
Наверное, Геше Тин лей очень много рассказывал о десяти недобродетельных поступках. И тем не менее я тоже о них скажу. Вы знаете, что эти десять распадаются на три проступка тела, на четыре проступка речи и три проступка ума (мысли).
У каждого такого проступка есть четыре вида результата.
Проступки, связанные с телом, — это убийство, воровство и распутство.
Убийство означает намеренное отнятие жизни у живого существа. Но размеры убийства бывают разные. Например бывает, что убивают человека, бывает, что убивают скот разной величины (крупный, мелкий рогатый скот и так далее, кончая курицей). Самый большой грех, связанный с убийством — это убийство человека. И далее убийство можно классифицировать по качеству и по размерам убитого существа.
По размерам. Например, убийство крупного рогатого скота отличается от убийства курицы, поскольку чем меньше тело, тем меньше страдания испытывает это тело.
По качеству. Если мы будем рассматривать убийство с этой точки зрения, то даже в убийстве человека мы можем различать убийство простого человека и такое убийство, как убийство отца или матери, или архата. Качественно это совсем другое убийство и результат этого проступка безмерен. Мы объединяем вместе убийство отца, матери и архата, и в этом есть большой смысл. Если вы не убиваете, но только лишь наносите какой-либо вред отцу или матери, или архату, то этот вред приносит безмерный отрицательный результат. Грех этого деяния — безмерный. В то же время, если вы приносите этим существам — отцу, матери или архату — хотя бы малейшую пользу (не говоря уже о совершении большого благодеяния), то положительный результат подобной пользы также безмерен.
Что касается архата... Это существо, которое избавилось от аффектов, поэтому мы называем его архат, что означает Победитель врагов-аффектов.
Нет существ, явивших нам больше милости, чем отец и мать. Говоря о величине результата причинения вреда или принесения пользы разным существам, мы ставим архата, мать и отца на одну высоту. Таким образом, в этой жизни мы проявляем к родителям, к отцу и матери, высочайшее уважение, поскольку все счастье, что мы испытываем в этой жизни, зависит или зависело только от них. Еще это связано с одним из моментов тренировки ума, когда мы отрабатываем, вплоть до проникновения в поток сознания (говоря о проникновении в поток сознания, мы имеем в виду, что вся психика пропитана этим, и по-другому уже не думаем), чувство глубочайшей благодарности к матери. В первую очередь, к матери (а потом к другим родственникам) за то, что она была к нам милостива, за то, что благодаря ей мы обрели все, что имеем. Это один из важнейших исходных пунктов тренировки ума, о которых будет говорится дальше.
Вернемся к теме убийства и к четырем результатам, которые следуют за убийством. Первый из них называется созревшим результатом. Созревший результат проявляется в рождении, которое мы получаем как следствие совершенного нами убийства. Если это крупное убийство, то тогда созревшим результатом будет рождение в аду, адским существом. Созревший результат может быть большим — это рождение в аду, средним — это рождение в мире голодных духов, и малым — это рождение животным. Это все созревший результат — рождение.
Второй тип результата называется результатом, соответствующим своей причине.
Он распадается на два результата:
Первый результат — результат, сходный по опыту. Например, совершив убийство и по созревшему результату переродившись в аду, а затем изменив что-то и переродившись человеком, мы испытываем результат, соответствующий причине в виде опыта, то есть наша человеческая жизнь может быть короткой или полной болезней. Это и есть результат,