Геше Джамьян Кенце

Медитация на зелёную Тару

есть вы не можете подняться на верхний этаж, не имея фундамента. Выстраивается же она так: от тантрического обета к обету бодхисаттвы, от обета бодхисаттвы к базовой нравственности, которая может заключаться в обетах гелонга или в обетах гецула, или в обетах буддиста-мирянина, или в соблюдении десяти добродетельных поступков. Без этого фундамента верхний этаж невозможен. Невозможно принять на себя тантрические обеты, если нет основы. А основой всегда окажется базовая нравственность в том или ином виде.

Есть сейчас такое поветрие: все устремляются по якобы удобному пути тантры для достижения тех или иных реализаций на этом пути и считают базовую нравственность неким незначительным или неважным явлением. На самом же деле это тот фундамент, на котором вырастает все здание.

Мы говорим о благоприятных рождениях в виде человека или небожителя. Но благоприятное рождение имеет свои причины. И как раз главной из них является соблюдение базовой нравственности. В текстах подчеркивается, что нет иного средства родиться человеком или небожителем, кроме как соблюдение базовой нравственности. Этот тезис проходит сквозь все основные буддийские тексты, и, исходя из этого, можно понять всю важность базовой нравственности.

Мы говорим о соблюдении базовой нравственности, то есть об отказе от недобродетельных поступков и совершении добродетельных, и именно в результате этого соблюдения и отказа возникают все виды кармы, как они перечислены в основных текстах.

Карма

Есть четыре характеристики кармы:

1. Определенность.

2. Увеличение, или возрастание.

3. Невозможность столкнуться с результатом, если поступок не совершен.

4. Невозможность утерять результат совершенного поступка.

1. Определенность поступка, или определенность кармы объясняется тем, что из определенного поступка обязательно вырастает определенный результат. Если вы сажаете на поле кукурузу, ячмень или пшеницу, то из кукурузы не вырастает пшеница, а из пшеницы не вырастает ячмень. Если вы сажаете ячмень, то из ячменя вырастает ячмень и так далее. В этом заключается определенность деяния. Из определенного деяния вырастает строго закономерный результат.

Определенность заключается в том, что если мы развернем понятия страдания и счастья, - исходные понятия, с которыми мы столько сталкиваемся в жизни, то увидим, что из благих поступков вырастает благой результат - счастье, а из неблагих вырастает неблагой результат - страдание. В этом и заключается определенность кармы. Так что можно точно сказать, что из неблагого поступка вырастает ваше страдание.

2. Увеличивающаяся и возрастающая характеристика кармы. Эта характеристика кармы заключается в том, что совершенный вами добродетельный или недобродетельный поступок имеет способность возрастать в геометрической прогрессии. Эта закономерность деяния или кармы тоже можно показать на примере с зерном. Если вы сажаете зерно ячменя, пшеницы или кукурузы, то из него вырастает не единственное зерно, а по крайней мере 50-60 зерен. Такова и способность кармы к возрастанию, к увеличению. Если зернышко яблони посадить в землю, то вырастает не только яблоко с большим количеством зерен, но и большое дерево со стволом, с большим количеством веток, листьев, яблок, и все это - результат совершенного деяния. Мы пользуемся примерами, чтобы объяснить те или иные закономерности наших деяний. Есть одна замечательная история, которая описывает закономерность прогрессивного развития кармы, увеличивающиеся результаты поступка.

Жил один человек. Это было очень давно, много кальп тому назад. Его звали по-тибетски Магакпа, а на санскрите - Анируддха. Это был бедный человек, который добывал себе пропитание тем, что высоко в горах собирал траву и продавал её в своем городе. Собранная с трудом и проданная, эта трава обеспечивала ему питание один раз в день. И однажды, собрав нужное количество травы на свое одноразовое пропитание, он увидел в горах пратье кабудду, созерцателя-отшельника. Полный желания помочь ему, Магакпа отдал ему всю собранную траву, тем самым лишив себя в этот день пропитания. Подношение пратьекабудде обеспечило ему в дальнейшем семь раз рождение чакравартином - вселенским правителем, продолжительность жизни которого чрезвычайно велика, как чрезвычайно велика и духовная мощь. После семи перерождений чакравартином последовало рождение в прекрасной семье и достижение архатства. Вот пример закономерности возрастания кармы, возрастания результата совершенного поступка.

3. Невозможно столкнуться с результатом, если поступок не совершен. Объясняется это на