возможности Познания всех объектов, всех познаваемых объектов. Этот смысл и заключается во втором слоге тибетского слова 'Сангье'. То есть 'Сан' - 'освободился от всех пороков', 'освободился от всех ошибок, свойственных неведению', и '-гье' - 'получил возможность видеть или знать любой из познаваемых объектов'. Возможность не только видения объектов, но и возможность познания этих объектов в единый момент времени. Вот это и означает тибетское слово 'Сангье', которым переведено санскритское слово 'Будда'. Он избавился от всех пороков, практикуя путь избавления от них в течение трех длительных периодов времени, которые называются кальпами.
Учение - это то, что освобождает. Освобождает от страдания. И Учение, которое дал Будда, - это то единственное, что может нас избавить от страдания, то единственное, что шаг за шагом освобождает нас от страданий. Только с помощью Учения мы можем освободиться. Вот это и вкладывается в понятие Учения как Прибежища. Мы говорим об Учении как о том, что нас освобождает. Вы, если хотите понять смысл выражения 'Учение нас освобождает', должны иметь Учение в собственном потоке сознания. И это Учение в собственном потоке сознания и есть то Прибежище, к которому мы обращаемся для Самоосвобождения. Например, мы говорили сегодня и вчера о базовой нравственности, десяти недобродетелях и отказе от десяти недобродетелей. Это Учение. Если мы порождаем в своем потоке сознания Учение, то это и становится тем Прибежищем, которое нас освобождает. Если оно присутствует в нашей психике целиком и полностью, то есть мы это знаем, мы это понимаем, мы ведем себя в соответствии с этим, если вся наша психика проникнута Учением, то это Прибежище. И это Прибежище нас защищает. В этом смысле Учение есть Прибежище, оно нас защищает. Так мы сами себя защищаем.
Когда мы говорим об Общине как о Прибежище, мы имеем в виду Общину Святых. Что значит Община Святых, которые практиковали Путь? Что было их Прибежищем, что было их Учением? Их Учением было прямое постижение отсутствия независимого 'я'. Но у нас в потоке сознания нет этого знания. Нам сегодня доступно Учение, например, в виде учения о базовой нравственности, о десяти добродетельных поступках. Для нас Учение как Прибежище заключается в этом. Святые прошли свой Путь с Учением о Прямом постижении отсутствия независимого 'я', это их Путь, их Прибежище, их Учение. Из этого следует также, что такая Община Святых сама по себе является Прибежищем. Манджушри, например, который прошел этот Путь, является Святым и обладает теми характеристиками, о которых мы с вами говорили выше, и, прибегая к нему как к Прибежищу, вы получаете защиту. Поэтому Община Святых может включать и одного Святого. Это может быть Манджушри или Тара, или Авалакитешвара, или кто угодно, обладающий всеми характеристиками Прибежища. В этом смысле, когда мы говорим 'Община' или, правильнее, 'Святая община', или 'Община Святых', то имеется в виду Святой, который прошел этот Путь и помогает на основании своего полного, совершенного опыта проходить этот Путь другим. В этом смысле Святой как Община и есть Прибежище. Понятие Драгоценности Общины мы можем также прилагать к монахам, давшим высшие обеты, то есть к тем людям, которые называются гелонгами. Но не к одному, а к четырем монахам. Четырех гелонгов, которые соблюдают все свои обеты, тоже допустимо понимать как Общину, как Прибежище. Когда мы говорим 'Будда', то имеем в виду Просветленное существо, которое указало нам Четыре Истины Святого. И, обдумывая Четыре Истины Святого, мы самостоятельно проделываем этот Путь Четырех Истин. Мы обдумываем эти Четыре Истины, и если мы склоняемся к тому, что эти Истины на самом деле являются истинами, то тогда мы способны породить ту веру, которая называется доверием. Вот это и есть одна из разновидностей веры. Мы испытываем доверие к Будде как к существу, открывшему нам Истину. И мы верим в эти Истины.
ВОПРОС: Не могли бы вы объяснить, что такое благословение, которое мы получаем от будд, божеств и гуру?
РИНПОЧЕ: Благословение - это состояние, при котором мы, охваченные страстью, гневом или неведением, живущие в этом состоянии и взаимодействующие с другими на базе этих аффектов, испытываем некоторое ослабление хватки страсти, гнева и неведения благодаря Будде, Божеству или Учителю.
А если мы, практикуя Учение, осуществляя его собственными силами, взращивая свою веру, испытываем высочайшую веру во взаимосвязь поступков и результатов (карму) и так далее, то это и есть истинное Благословение.
Еще одно объяснение. Когда мы, испытывая