страдание. И каждая Истина Святого, в том числе Истина Святого о страдании, рассматривается с четырех позиций, в четырех аспектах или четырех положениях.
Первая Истина — Истина о страдании — рассматривается в четырех положениях, а именно:
1. Невечность.
2. Страдательность.
3. Пустота.
4. Отсутствие самосущего (или независимого) 'я'.
1. Невечность. Что такое 'невечность'? Её можно продемонстрировать на примере того, что наше тело момент за моментом, момент за моментом разрушается. Момент, который характеризуется как единица времени очень краткой продолжительности, и является точкой зрения, с которой рассматривается Невечность в Истине Святого о страдании.
Тело разрушается момент за моментом, и при этом разрушение происходит непрерывно, без единого промежутка, паузы, остановки, без единого зазора между этими моментами — едим ли мы, спим ли мы... Каким бы мы делом ни были заняты — все это время, момент за моментом без единого промедления, без единого промежутка, наше тело разрушается вплоть до смерти. Это и есть невечность.
2. Страдательность. Второе положение — страдательность как таковая, то есть качество, которое имманентно, внутренне присуще страданию нашего тела. Страдательность как качество существования рассматривается таким образом: родившись и имея эти скандхи, мы находимся под властью кармы и аффектов. Этим самым обуславливается страдание, страдательность нашего существования.
Если, например, в обычной жизни, мы вынуждены работать под властью какого-либо человека, не имея при этом возможности следовать собственным желаниям, мы испытываем страдание, мы чувствуем страдательность этой ситуации. Так и наше рождение целиком и полностью находится под властью кармы и аффектов, не имея никакого другого свойства, кроме страдательности. И эта страдательность двояка:
во-первых, мы оказались наделены телом, которое принесли нам прошлые деяния и прошлые аффекты, и это заставляет нас страдать;
во-вторых, будучи уже наделены этим телом, мы, оказываясь в самых разных ситуациях, не можем избежать таких аффектов, как страсть, гнев и неведение. И в результате действий, совершенных на основе этих базовых аффектов мы увеличиваем степень своего страдания. Вот почему наши скандхи, которые называются 'загрязненные принятые скандхи', имеют качество страдательности большой степени.
Посмотрим на страдательность с двух точек зрения, а именно с точки зрения прошлого и настоящего:
с точки зрения прошлого, страдательность, присущая нашему нынешнему существованию — это деяния и аффекты прошлой жизни, в результате которых мы получили нынешнее рождение;
в настоящем мы неизменно проявляем гнев, страсть и неведение, тем самым определяя наше последующее рождение, которое также будет наделено загрязненными принятыми скандхами. Сегодня мы уже наделены ими. И это сансара. Сансара есть не что иное, как вот это, — то, чем мы наделены. (Кен Ринпоче касается тела). Именно это и есть сансара, и ничто другое сансарой не является. Никакой другой сансары, кроме этой сансары, нет.
И мы, будучи людьми, то есть существами, получившими человеческое рождение, знаем человеческое страдание. Мы знаем его хотя бы в виде рождения, болезни, старости и смерти. И, зная эти виды страдания, мы понимаем, что все они присущи человеческому рождению. Они основываются на том, что называется сансарой или нашими скандхами, то есть на том теле, в котором мы сейчас присутствуем. Таким образом, наше тело (скандхи) является базой всех страданий, которые мы, если не испытали сегодня, то испытаем завтра, в старости или при смерти. Кроме того, наше тело является базой не только для страданий этой жизни, но и для того, чтобы в нем уже сейчас накапливался потенциал будущих страданий.
Продолжая тему страдательности как качества, внутренне присущего телу нынешнего рождения, мы можем исследовать наше тело на всех уровнях, начиная с самого грубого и кончая самым тонким. И мы не найдем ни малейшей частицы даже с иголочное острие, которая содержала бы в себе блаженство или счастье. Все, что есть, все, что присутствует, все, что содержится в нашем теле, пронизано страданием. Более того, если мы посмотрим на содержимое нашего тела с точки зрения чистоты и загрязненности, то увидим, что нет ни одного чистого местечка, даже с булавочную головку или с иголочное острие. 'Чистого' — в смысле 'чистого от аффектов'. И все это составляет содержание нашего рождения. Вы можете исследовать свое тело с любой позиции, с любого уровня, начиная от макушки головы и кончая подошвами ног, и вы не найдете при