веру в свою опору, кто бы этой опорой ни был (речь идет об Учении), и благодаря этой опоре, осуществляем смысл нашей жизни, то есть достигаем осуществления наших желаний и испытываем состояние удовлетворения этим, - это тоже Благословение.
ВОПРОС: Пожалуйста, разъясните последнее положение достижения состояния Просветления в том, что касается созерцания объекта страсти.
РИНПОЧЕ: Мы говорим 'как в случае со страстью'. Что значит здесь сравнение со страстью? Когда есть какой-то объект, к которому мы относимся с любовью, обожанием или, иначе говоря, со страстью, то мы вновь и вновь думаем о достоинствах этого объекта, мы вновь и вновь о нем вспоминаем, и этот объект, как живой, стоит перед нами. Мы прикованы мыслями к этому объекту, мы думаем, что он самый лучший и замечательный, пока, в конце концов, он перед нами не встает, как наяву. До этого нас способна довести любовь, которая называется страстью, привязанностью к этому объекту. Это пример того, как наше сознание, наша психика взаимодействует с объектом. И если тем же самым путем наша психика будет взаимодействовать с другим объектом, например с таким, как любовь ко всем живым существам, великое сострадание или несуществование независимого 'я', то есть, если мы будем с такой же страстью 'осваивать' эти объекты, то сможем достичь ясного видения этого объекта, ясного проникновения в этот объект. Это и называется Постижением. По сути это такое же 'освоение' объекта, как и в случае страсти.
Например, мы к одному живому существу испытываем сострадание. То есть мы 'освоили' сострадание по отношению к одному живому существу. А если это так, то мы можем еще более продвинуться, расширяя круг живых существ и таким образом освоить свой объект - сострадание - до глубины сострадания ко всем живым существам. Вот это пример страсти по отношению к освоению объекта. Это ход освоения объекта, и он работает вне зависимости от того, благой это объект или неблагой.
ВОПРОС: Когда на Земле еще не было Учения, как появился первый Святой, чем он руководствовался?
РИНПОЧЕ: И до того, как Будда достиг Просветления, появлялись святые. Ведь мы не говорили, что святые - это будды. Есть такой вид практиков-сторонников Учения, которые называются пратьекабуддами, то есть буддами-для-себя. Они достигали уровня Святого в одиночку, не задумываясь о вовлечении в этот процесс других живых существ, то есть о помощи другим живым существам. Поэтому они назывались буддами-для-себя.
ВОПРОС: Существует ли в буддизме объяснение сотворения мира?
РИНПОЧЕ: Мы говорили о том, что всевозможные миры появились из кармы. И мир, как мы его знаем, тоже появился в силу кармы (которая в книжках называется коллективной кармой), состоящей из карм отдельных живых существ. Нам известно шесть миров, и мы говорим, что 'миры эти составляют разные виды существования'. Каждый мир возник сам по себе из деяний, и возникает из деяний по сей день. Поэтому мир в целом возник из деяний. Этот смысл и вкладывается в слова Васубандху в Абхидарма-коше о том, что всевозможные миры возникли благодаря карме. Благодаря всеобщей карме возник весь мир.
Деяния - это действия, которые производят живые существа. Карму производят живые существа, и неизвестно то время, когда живых существ не было.
ВОПРОС: Были ли будды до Будды Шакьямуни?
РИНПОЧЕ: До Будды Шакьямуни появлялось много будд, и нам известны жизнеописания этих будд. И все эти будды, до того как стать буддами, были обычными людьми, и только практикой любви и сострадания они достигали состояния Просветления.
ВОПРОС: А почему Будду Шакьямуни называют Четвертым буддой?
РИНПОЧЕ: О Будде Шакьямуни говорится, что он четвертый, потому что в этой кальпе уже было до него три Будды, при этом счет ведется от начала кальпы. Ожидается, что в течение этой кальпы может появиться тысяча будд.
До Будды Шакьямуни было три Будды. Первого звали Кракуч-ханда. Второго Будду звали Канакамуни. Третьего Будду звали Кашьяпа. Будда Шакьямуни - четвертый в числе тысячи будд, которые ожидаются в течение этой кальпы.
Обратите внимание на то, что Будды, то есть Просветленные существа, сначала были обычными, простыми людьми, которые, практикуя любовь и сострадание, достигли состояния Просветления.
ВОПРОС: Скажите, Четвертый Будда, он четвертый на Земле или во всех мирах?
РИНПОЧЕ: Будда, в данном случае Четвертый Будда по имени Шакьямуни, обладает способностью являть свои деяния не только в этом мире, где обитаем мы с вами, но и в любом другом мире. А их бесконечное множество.
ВОПРОС: Перечислите, пожалуйста, 18 падений бодхисаттвы.
РИНПОЧЕ: