существо бардо пребывает в бардо от 7 дней до 7 недель.
С этим числом дней и недель связаны различные ритуалы, похоронные обряды. Во время этих обрядов делаются подношения различными способами и так далее. Этот срок - 49 дней - обязательно отмечается определенным ритуалом, поскольку через 49 дней любое живое существо исчезает из бардо и получает какое-либо рождение.
Неважно, где оно родится - в аду или небожителем. Это смерть в самом прямом смысле.
Существа бардо обладают телом. Только это тело - не та грубая плоть, которой наделены мы сейчас. Когда же это тело отторгается от сознания, умирает, это и называется смертью существа бардо.
У тибетцев существует обычай не трогать тело умершего в течении трех дней. Потому что в это время тонкое сознание еще не расстается с телом. Отделение сознания от тела (когда мы умершего считаем трупом) происходит только через три дня, и есть определенные признаки этого. Например, появляется кровь из носа.
К животным это относится так же, как и к людям.
Процесс умирания можно сравнить с процессом сна. Например, как мы в процессе сна не обладаем зрительным или слуховым восприятием, также и в процессе смерти постепенно разрушаются эти виды восприятия. На первом этапе смерти разрушается зрительное восприятие, затем слуховое.
Мы говорим про зрительную способность восприятия, про слуховую способность восприятия, ассоциируя их с тем, что мы называем органами чувств. Восприятия, которые связаны с органами чувств, называются грубыми формами восприятия, грубыми формами сознания. Это грубые формы сознания, которые связаны с работой органов чувств.
Кроме этих форм сознания есть еще тонкие формы сознания и исключительно тонкие формы сознания.
В процессе умирания становится очевидным то, что тело и сознание не являются одной и той же субстанцией, как, например, голова и тело. Голова не может существовать без тела, а тело не может существовать без головы. Мы можем говорить, что голова и тело - это одна субстанция. Они связаны таким образом, что одно без другого не может существовать.
А ум (или сознание) и тело не принадлежат к одной субстанции.
Давайте обратимся к процессу сна. Когда во сне наше тело находится у себя дома, на своей кровати, это не значит, что сознание присутствует там же. Мы знаем по своим снам, что ум может путешествовать в совершенно невиданных доселе областях. Это не значит, что он не возвращается в это тело, когда мы просыпаемся в своем доме и встаем утром со своей кровати. Ч когда в момент смерти появляется такой чисто внешний признак разделения сознания и тела, как кровь из носовых отверстий, это является признаком того, что наше сознание находится уже вне этого тела, а значит в бардо.
Существа бардо имеют сходную форму с тем рождением, к которому они принадлежали. Например, если умирает человек, то существа, обитающие в человеческом бардо, похожи обликом на человеческое существо. Только они очень маленького роста.
Если это бардо животных, то они могут быть похожи обликом на животных.
Мы не можем помочь человеку в течении этих трех дней. Мы не можем помочь ему обрести даже рождение человеком. Потому что на самом деле мы не знаем, какое рождение ждет это умершее существо. Хотя можно помочь этому существу в бардо. Есть способы, которые заключаются в проявлении щедрости или в молитвах. Вот этим мы можем помочь существу бардо, которое в дальнейшем обретет рождение.
Существа бардо имеют некоторые особенные, специфические характеристики. Они не имеют грубой плоти, как мы, поэтому в состоянии бардо они подобны листьям, которые шевелит ветер. Можно сказать, что сознание и ветер подобны по способу действия. Куда 'дует' сознание, там и оказываются существа бардо. Они очень неустойчивые и очень подвижные. И еще существа бардо наделены большим страхом.
Говорят, что если человек в состоянии бардо слушает Учение, то он освобождается от сансары. Но подумайте: если человек до того, как скончался, никогда не следовал элементарной нравственности или никогда не думал о Прибежище, то есть не обращался к Трем Драгоценностям, то как он может сразу освободиться от сансары, если ему в состоянии бардо проповедуют Учение?
Вчера мы говорили с вами о том, что, если при определенных обстоятельствах не накапливаются определенные причины, то ничего и не происходит. Если человек понятия не имел, что есть Учение, Три Драгоценности и никогда не соблюдал основные Правила Нравственности, а просто жил, отдаваясь переживаниям сегодняшнего дня, то как он может воспринять Учение и таким образом освободиться от сансары в