состоянии бардо?
Есть две сутры, которые произнес Будда Победоносный в отношении бардо. Эти сутры являются источниками для объяснения состояния бардо, которое было дано ученым Васубандху в книге Абхидхармакоша. Вот на эти подлинные источники мы и опираемся в понимании и объяснении бардо.
И в коротком четверостишии, которое объясняет характеристики бардо, говорится, что если существо бардо принадлежало к человеческому существованию, то оно имеет облик человека.
Существа бардо видят друг друга, но это не означает, что другие существа видят существ бардо. Только Святые видят существ бардо.
Далее в Абхидхармакоше говорится, что они обладают чудесной способностью проникать сквозь любые препятствия. Вот почему существо бардо, следуя кармической определенности, рождается именно там, где оно должно родиться. Будь перед ним гора, огромное расстояние или другие препятствия, это неважно, - существо бардо прямо устремляется туда, где должно родиться, и оказывается в нужном месте в нужный момент.
Далее в Абхидхармакоше сказано: 'У существ бардо все органы чувств присутствуют в полноценном виде'. И далее продолжается объяснение такими словами: 'Поскольку энергия и сознание одной сути, то они обладают ментальным телом'.
Также и в сутрах и в Абхидхармакоше говорится о четырех видах существования.
Эти четыре вида существования:
1) существование жизни;
2) существование рождения, которое длится по нашим меркам очень недолго, являясь тем коротким мигом, когда сознание бардо входит в утробу матери;
3) существование смерти, когда, по нашим представлениям, перед нами лежит труп, но тем не менее в нем еще присутствует тонкое сознание;
4) существование бардо - это промежуточное существование. Процесс перехода из бардо в рождение описан в сутрах и в вышеназванном произведении. Таким образом, существо бардо, в силу тех деяний, которые оно накопило, знает, где ему нужно родиться.
И место рождения определено тем количеством добродетелей, которое было накоплено. Поэтому существо бардо устремляется к той или иной супружеской паре. И в тот момент, когда эта супружеская пара соединяется, существо бардо не видит ничего, кроме половых органов и, испытывая гнев, устремляется к этому месту и умирает. То есть оно умирает по причине гнева. И таким образом происходит акт рождения. Это и есть существование рождения. Существо бардо оказывается в нужном месте. Происходит рождение.
Как объясняется в Абхидхармакоше, существование рождения наделено аффектами, всеми аффектами. Какими именно? Тремя базовыми - страстью, гневом и неведением. Со страстью связана тяга существа бардо к тому полу, 'противоположно' которому оно должно родиться. Затем злоба, которую оно испытывает к тому полу, который мешает ему соединиться с тем, с кем оно хочет соединиться. Поэтому существование рождения из-за неведения наделено аффектами.
Я видел книгу с рисунками, повествующую о том, как осуществляется рождение. Существо бардо якобы входит в утробу матери через ее рот. И всему этому дается очень обстоятельный комментарий. И написано это неким тибетским ламой. Так вот, я могу сказать, что все это находится в полном противоречии с текстами, которые я упоминал выше, то есть с сутрами и Абхидхармакошей.
Когда, умерев для бардо, сознание оказывается в крови и семени родителей, происходит акт рождения. Это и есть существование рождения.
Существа бардо, рождение - эти темы объяснял сам Будда. И существуют тексты сутр.
Васубандху, известный ученый V века, в сочинении Абхидхар-макоша подробно прокомментировал эти сложные темы, следуя сутрам. И мы следуем этому комментарию, который исходит из сутр, проповеданных с определенным намерением Буддой Победоносным. Как мы можем опираться на другие источники?!
Мы называем Учением то, что было заповедано Буддой и разъяснено такими последователями, как Нагарджуна или Асанга. И затем было претворено в жизнь, то есть опробовано на практике многочисленными последователями. Вот это мы и называем Учением, это Учение мы и исследуем.
Например, существует школа под названием Кагью; само название школы 'Кагью' означает: 'Ка' - слово Будды, 'гью' - переданное через линию преемственности учителей.
Но это вовсе не должно быть связано с мнением или наставлением какого-либо отдельного учителя, который уже утратил связь или преемственность со словом, проповеданным самим Буддой.
ВОПРОС: Человек практикует Дхарму, и вдруг с ним что-то происходит. И он умирает. Он попадает в бардо. И там он еще не сориентировался. Может ли в этом случае лама ему помочь, как-то успокоить,