Геше Джамьян Кенце

Медитация на зелёную Тару

удовольствие.

Когда мы говорим о рождении в обыденном смысле этого слова, мы пользуемся им для обозначения выхода ребенка из материнской утробы. В нашем понимании это называется рождением. Но под одиннадцатым звеном Цепи зависимого происхождения, именуемым рождением, мы подразумеваем ни что иное, как присоединение сознания к крови и сперме родителей.

С рождения в обыденном смысле этого слова, то есть с момента, когда ребенок выходит на белый свет из материнской утробы, начинается процесс, который относится к двенадцатому звену, это процесс старения. С того момента, как ребенок появляется на белый свет, начинается процесс старения. И внешность ребенка уже через мгновение после его появления на свет резко меняется. Процесс старения уже начался.

Когда мы говорим о двенадцати звеньях Цепи зависимого происхождения, этими звеньями мы охватываем не одну, а две жизни.

Сейчас мы с вами рассматриваем последовательность звеньев от неведения (первое звено) вплоть до старости и смерти (двенадцатое звено). Это только один вид последовательности звеньев. А если мы хотим рассмотреть их с точки зрения одной жизни, то последовательность будет совсем другая, не похожая на эту, хотя звенья будут те же самые.

Когда мы хотим описать с помощью звеньев Цепи зависимого происхождения наше нынешнее человеческое существование, то используем только шесть с половиной звеньев в такой последовательности: начиная с рождения (а смысл рождения уже был оговорен) - с 11-го звена, затем обращаемся к имени и форме - 4-му звену, затем к 5-му - источникам (сознания), далее к 6-му - соприкосновению, к 7-му - ощущению, и, наконец, к 12-му - старости и смерти. Сюда же входит половина сознания, которую мы несем в себе сегодня, а именно - сознание плода (результата).

Вот эти шесть с половиной звеньев и характеризуют наше нынешнее человеческое существование.

Если говорить о будущем рождении, то мы его начинаем с 1-го звена - это неведение, затем идут 2-е - формирующие (кармические) факторы, 3-е - сознание причины, 8-е - жажда, 9-е - привязанность, 10-е - существование. Таким образом мы имеем шесть с половиной звеньев этой цепи.

Это важный момент. Если мы хотим разобраться с такими важными вопросами Учения, как рождение и жизнь, то нас ведут по этим вопросам двенадцати звеньев Цепи зависимого происхождения.

В них укладываются две жизни - настоящая и будущая. И мы должны разобраться в том, что имеем в качестве результата в нашей нынешней жизни (и в чем это выражается), и как формируется наша будущая жизнь (и в чем это формирование выражается). Таким образом, мы рассматриваем 12 звеньев не в одной единственной последовательности, с первого до последнего, а в порядке, который соответствует настоящей или будущей жизни.

По утверждению святого Нагарджуны, мы можем посмотреть на 12 звеньев Цепи зависимого происхождения еще с одной точки зрения. Как сказано в тексте: 1-е, 8-е, 9-е звенья - это аффекты. 1-е' - это неведение, 8-е - жажда и 9-е - привязанность. 2-е и 10-е звенья - это карма (формирующие факторы и существование). Все остальные звенья - это страдание. Таким образом мы с вами смотрим на 12 звеньев с точки зрения Двух Истин Святого - Истины о страдании и Истины о происхождении страдания.

И вот сейчас, когда вы уже далеко не в первый раз услышали изложение различных подходов к Двенадцатизвенной Цепи зависимого происхождения, задавайте, пожалуйста, вопросы.

ВОПРОС: Откуда берется неведение?

РИНПОЧЕ: Как было объяснено вчера, неведение рассматривается в рамках буддийского Учения двояко. Одна точка зрения принадлежит Чандракирти, а другая - Асанге и Васубандху. С первой точки зрения, неведение и ложные взгляды представляют собой одно и тоже. А со второй точки зрения, между неведением и ложными взглядами имеется различие.

Согласно Чандракирти, изначальное неведение и ложные взгляды - одно и тоже. Ложные взгляды имеют несколько разновидностей. Здесь под ложными взглядами подразумевается взгляд на наше тело, на наши скандхи, как на нечто единое, неподверженное разрушению. В данном случае этот взгляд, который называется 'эгоцентрическим воззрением', как раз и является ложным воззрением. И это ложное воззрение, если его рассмотреть подробно, упирается в концепцию 'я', которое мы приписываем собранным воедино скандхам.

ВОПРОС: Разъясните, пожалуйста, было ли начало неведения?

РИНПОЧЕ: Само название этого звена отвечает на поставленный вопрос. Оно сегодня так и было названо: 'безначальное неведение', то есть неведение, которое не имеет начала. Если бы неведение имело начало, то