и тело. Она-то как раз и не исчезает. В данном случае мы говорим о сознании.
Это то, что имеет способность перерождаться. Мы все понимаем, что у нас есть тело и ум, или сознание. И мы знаем, что сознание - это что-то, связанное с познанием. Эту деятельность другой части нашей жизни мы можем наблюдать, как было сказано, во время сна. На этом примере мы можем понять без каких-либо особых затруднений, что наше сознание бодрствует, когда наше тело спит.
И если говорить опять же о будущем рождении, 'есть оно или нет', то это сомнение может быть подорвано нашим пониманием того, что есть нечто кроме тела, когда мы спим.
Пока достаточно про сознание.
ВОПРОС: Скажите, как нам практиковать буддийское Учение?
РИНПОЧЕ: Когда мы говорим о буддийском учении, то в первую очередь мы понимаем под этим желание сделать свое сознание благим. Вы можете приносить или не приносить пользу, но позиция не вредить другому как раз и означает практику буддийского учения. Вы спрашиваете: 'Как нам практиковать буддийское учение?' Для того, чтобы практиковать его, совершенно не обязательно иметь четки, а тем более вешать их на шею. Для практики буддийского учения совсем не обязательно носить монашескую одежду. Практиковать буддийское учение - это значит не причинять вреда.
Если человек искренне и серьезно старается так настроить свой ум, чтобы никому и никогда не вредить, делая на самом деле свой ум благим и добрым, то неважно, называет он себя 'буддистом' или нет. Это и есть позиция Учения.
В таком большом городе, как Москва, вы видите людей в совершенно различных состояниях. Это могут быть люди красивые, богатые или бедные. Но если при виде встреченного вами человека вы не испытываете зависти по отношению к тому, кто вас лучше и не испытываете презрения по отношению к тому, кто вас хуже, а просто думаете, что они люди, что они достойны лучшего, или: 'Как хорошо, что они счастливы в своем нынешнем состоянии', вот это и есть позиция благого сознания. Это и есть позиция буддиста. Это и есть практика. Видя на улице нищего, убогого человека, или великого страдальца, или алкоголика и так далее, вы испытываете сожаление, сострадание, и если вы прямо не можете помочь этому человеку, то даже такого чувства достаточно для того, чтобы держаться позиции благой души. Это Учение, это высокая практика Учения.
И если вы будете практиковать таким образом, не завидуя тому, кто лучше и выше и сострадая тому, кто хуже и ниже, то вы сразу ощутите результат подобной практики. Вы ощутите всплеск счастья в своей душе.
ВОПРОС: Почему не всякая материя обладает сознанием?
РИНПОЧЕ: Ну, а я вам задам вопрос: 'Вот микрофон, в нем есть сознание?' В нем нет сознания. Если в нем нет сознания, можете ли вы сказать, что это неживое существо? Наше тело является материей, но оно является телом живого существа, потому что в нем находится сознание. Например, дом состоит из материи, но не является живым существом*, потому что в нем нет сознания.
Наше тело является основой для наименования его живым существом. Мы даем это название телу живого существа потому, что оно наделено сознанием.
ВОПРОС: Почему сознание является третьим звеном, а неведение - первым, если неведение возникает в сознании?
РИНПОЧЕ: Потому, что сознание бывает совершенно различных уровней и есть виды сознания, в которых отсутствует безначальное неведение. Например, сознание Будды, или сознание Архата, или сознание Святого. В нем отсутствует неведение, но само сознание есть. Поэтому последовательность именно такова. Это очень хороший вопрос.
ВОПРОС: Находясь в бардо, может ли сознание повлиять на свое новое рождение?
РИНПОЧЕ: Оно не может повлиять на свое новое рождение. Оно уже прошло этот этап. Это сознание называется сознанием плода. И все возможности оказывать влияние уже исчерпаны.
ВОПРОС: Согласно буддийской философии, без причины ничего не возникает. Какова причина возникновения неведения?
* Слово 'сэм-чен', которое переводится на русский как 'живое существо', буквально означает обладающий сознанием. - Прим. пер.
Ведь если оно безначально, то это противоречит утверждению об изначальной чистоте ума.
РИНПОЧЕ: Безначальное неведение не является каким-то материальным сгустком, образованием. Это познание. И как процесс познания безначальное неведение имеет своей причиной другое безначальное неведение. Это такой процесс, как и любое познание, в котором, если мы хотим его рассмотреть с точки зрения причины и следствия, мы найдем причину. Это предыдущий момент процесса. Следовательно, предыдущий момент безначального неведения