что называется любовью и состраданием. И если вы хотите двигаться по дороге тренировки ума, вы думаете, что даже если вы в этом мире, в сансаре из-за кармы и аффектов рождаетесь чакравартином или брахманом и таким образом получаете способность помогать живым существам в мирском отношении, то все равно вы будете испытывать жестокие страдания. Следовательно, даже в таких рождениях нет места полному счастью.
Вы хотите достичь полного счастья. Вы думаете: 'Кто может помочь достичь этого полного счастья?' И когда вы начинаете размышлять, так ставя вопрос, вы приближаетесь к пониманию того, как любовь и сострадание зарождаются в уме. И путем размышлений, сомнений, анализа вы понимаете, что даже такие существа, как брахман или чакравартин, в силу своих страданий, не могут подарить вам полное счастье. Анализируя это, вы приходите к выводу, что только Будда может оказать вам помощь в достижении полного счастья.
Вы задаете себе вопрос: 'Как появились будды?' И, анализируя, приходите к выводу, что будды появились из бодхисаттв. В самых первых стихах сочинения Чандракирти Мадхъямикааватара говорится, что шраваки (слушатели) и пратьекабудды (будды-для-себя) появились из слушания Учения Будды Победоносного. Будды появились из бодхисаттв, а бодхисаттвы - из великого сострадания. С этого начинается Мадхъямикааватара. Или можно сказать, что бодхйсаттвы появляются, когда у них в потоке сознания рождается мысль о просветлении - бодхичитта. Если она родилась в потоке сознания - это бодхисаттва. Если она отсутствует в потоке сознания, то что бы ни делало, что бы ни говорило человеческое существо, оно не является бодхисаттвой, более того, оно не является последователем Махаяны.
Только когда в потоке сознания есть мысль о просветлении, это существо достойно называться последователем Махаяны.
Многие сейчас (это относится и к тибетским учителям, и к людям, которые считают себя буддистами) называют себя последователями Махаяны. Но нужно знать, что только тогда, когда у вас в потоке сознания есть мысль о просветлении, вы имеете право называть себя последователями Махаяны. А если её нет, тогда вы не имеете право называть себя последователем Махаяны. А вы считаете себя последователями Махаяны? Как вы думаете, у вас есть в потоке сознания любовь и сострадание?
ОТВЕТ: Нет. Есть желание, чтобы они были.
РИНПОЧЕ: Вы говорите, что у вас нет любви и сострадания, а в Петербурге считают: 'У них есть любовь и сострадание'.
ОТВЕТ: Сначала нам надо достичь отречения. Мы еще не доросли до любви и сострадания.
Даже если вы осуществляете практику в соответствии с такими Учениями Махаяны, как Гухьясамаджа или Чакрасамвара, которые считаются очень высокими в Учении Махаяны, и при этом у вас в потоке сознания нет мысли о просветлении - бодхичитты, то вы не являетесь последователями Махаяны. Это не значит, что от осуществления этих практик для вас нет пользы. Польза есть. Но это не означает, что вы являетесь последователем Махаяны.
Если вы денно и нощно, едите ли вы, спите ли вы, имеете у себя в сердце мысль: 'Когда же я достигну состояния Будды ради того, чтобы избавить всех живых существ от страдания?', тогда в вашем потоке сознания есть мысль о просветлении. Если этого нет - её нет.
А до того, как появляется в потоке сознания мысль: 'Когда же я достигну состояния Будды для того, чтобы избавить всех живых существ от страдания?', есть еще одна мысль, которая предваряет эту. Эту мысль можно назвать 'сверхмыслью' или 'благородной мыслью'. 'Сверх' в смысле того, что она выше той мысли, что имеется в потоке сознания пратьекабудд и шраваков. И заключается она в твердом решении, которое вы принимаете, а решение это следующее: 'Я избавлю всех живых существ от страдания!' Только после принятия этого решения (оно-то и является сверхмыслью), которого нет у других последователей Учения Будды, может возникнуть мысль о просветлении. Заключается она в том, что ежеминутно, ежесекундно в вас присутствует намерение достичь состояния будды для того, чтобы избавить всех живых существ от страдания.
А до того, как эта 'сверхмысль' появится в вашем сознании, в нем уже должно присутствовать желание: 'Пусть все живые существа расстанутся со страданием!' Эта чистая, искренняя, в любое время присутствующая в вас позиция и называется великим состраданием. На базе великого сострадания возникает 'сверхмысль' - решение избавить всех живых существ от страдания. На базе этого решения возникает мысль о просветлении - желание достичь состояния Будды, чтобы избавить всех живых существ от страдания.
И до того,