есть непостоянство, — вот это и является как объектом созерцания, так и самим созерцанием, практикой.
Переходя к следующему объекту размышления, или практики, а именно к страдательности, мы говорим о свойстве страдания, внутренне присущем скандхам, — тому, чем мы обладаем. Наше тело, наделенное страдательностью, мы можем назвать сансарой. Каково логическое основание такой внутренне присущей нашим скандхам страдательности? Основанием является то, что наше тело находится под властью кармы и аффектов. Находясь под властью кармы и аффектов, не обладая ни малейшей независимостью, оно страдает.
Мы говорим о карме, то есть о взаимодействии поступков и результатов, и то, что мы имеем сейчас в качестве нашего рождения, зависело от этой взаимосвязи и проявилось в соответствии с тем, сколько мы накопили положительного или отрицательного в этой самой взаимосвязи. Сегодняшнее наше рождение в большей степени зависит от того, что мы делали в прежнем рождении, хотя и сегодня мы определяем наше нынешнее существование нынешними деяниями. В это же понятие страдательности, внутренне присущего нашему существованию свойства страдания, входит понятие нечистоты, о котором мы говорили. Оно не объясняется отдельно, вне этих четырех аспектов. Оно входит в аспект страдательности. И мы внимательно исследуем все, что нас составляет, приходя к выводу, что, начиная с макушки головы и кончая подошвами ног, нет ничего чистого в нашем теле, и поэтому говорим о нечистоте нашего способа существования.
Пустота и отсутствие независимого 'я'. Что значат эти два положения? Пустота как несуществование. Пустота, как нечто, не существующее по своей природе. 'Я' не может существовать по своей природе, потому что для этого нужно быть независимым. Не зависимым от чего? Не зависимым от каких-либо причин и условий. А поскольку наше существование зависимо от многих причин и условий, то мы и говорим о несуществовании независимого 'я'.
Мы говорим: 'Пусто по своей природе', то есть не существует по своей природе. Продолжая, мы говорим о том, что если бы что-то существовало по своей природе, то оно существовало бы независимо. Независимо от чего? От каких бы то ни было причин и условий. А этот способ существования как раз и основывается на многих причинах и условиях. Поэтому мы говорим о пустоте как о несуществовании независимого 'я', не зависящего от причин и условий.
'Не существует по природе', то есть 'существует как зависимое'. Существует как зависимое, то есть как зависимое от причин и условий. Соответственно, не существует как независимое, вне причин и условий.
Вот это малое понимание на основании услышанного, когда вы развиваете его в своей практике, в созерцании, размышляя именно таким образом, вырастает в большое понимание. От малого к большому, от малого к большому. И это и есть практика. Практика Четырех Истин Святого.
Мы говорим: 'Пусто по природе', 'пустота', и обращаемся к изложенному сегодня примеру с автомобилем. Пусто по природе. Автомобиль пуст по природе. Его существование зависит от многих причин и условий. В том числе, и от того, что, накладывая на некую основу обозначение, или название 'автомобиль', мы даем жизнь этому явлению. И так происходит в отношении каждой дхармы, в отношении каждой вещи и явления. Так, на примере с автомобилем, мы осваиваем понятие пустоты как способа существования.
От нашего примера с автомобилем мы переходим к тому, что называем нашим 'я', поскольку четвертое положение — это 'Несуществование независимого 'я'. Мы ищем наше 'я'. Находится ли оно в голове, в руке или в каком-нибудь другом месте нашего тела или ума, или вне нашего тела и ума? Мы ищем это 'я', проводим анализ и не находим 'я'. Не найдя его, мы говорим о том, что 'я' не существует. И это несуществование 'я' завершается заключением: не существует с точки зрения Высшей истины. Но существует в общепринятом смысле. В общепринятом, то есть в том смысле, который принят в обществе. Ведь каждый из нас знает, как мы воспринимаем мир без анализа, видя, как человек приходит, уходит, бывает счастлив, чувствует себя несчастным, страдает и так далее. Это и значит 'существует в общепринятом смысле'.
Возьмите себе на заметку выражение святого Нагарджуны из основного текста Учения Праджняпарамиты: '...не существует в Высшем смысле, с точки зрения Высшей истины, но существует в общепринятом смысле', и обдумывайте это.
И продолжайте снова и снова исследовать пример с автомобилем. Когда говорится, что есть некая основа, на которую накладывается обозначение 'автомобиль', когда мы ищем этот автомобиль