времена здесь был монастырь Бонпо, называемый Шан-Шунг Монастырь. Это был очень древний монастырь, и никакой информации о нем не было.
В этом месте у меня было интересное сновидение. Там был очень красивый храм с четырьмя дверями, обращенными на все стороны света. Я вошел через восточные ворота, внутри была статуя йога с тремя глазами. В его правой руке был гьян-сен, флаг победы. В его левой руке была кабала [10], чаша из черепа. Я подошел очень близко к статуе и заметил тибетскую надпись под статуей йога. Она гласила «Темпа Намка», Темпа Намка был известный мастер Бонпо из Шан-Шунга. Он не был тем Темпа Намка Тибета, который был одним из 25 учеников Гуру Падмасамбхавы [11]. Это был Темпа Намка из Шан-Шунга и жил гораздо раньше.
В сновидении я покинул храм через западные ворота. Снаружи оказалось несколько чортенов [12], все вокруг меня. Внезапно мое видение трансформировалось назад в мое настоящее видение, вокруг были только горы земли и никаких чортенов.
Я удивился, что случилось? И затем повернулся назад, чтобы увидеть храм, но обнаружил, что и он исчез. Оставались только кучи земли. Я был удивлен. Я подумал: «Здесь в прошлом был храм и множество чортенов, которые сегодня стали только кучами земли». В сновидении я осознавал, что это было переживание ясности. Потом я посмотрел на запад, на эти горы земли и руины чортена. Из чортена исходил свет, сходный со светом, который отражает хрусталь или осколок стекла. Когда я стал приближаться к нему, он начал убывать. А когда же я совсем приблизился к чортену, он совсем погас, и осталась только дыра в чортене. Я подумал: «Здесь может быть что-то интересное внутри» - и засунул туда руку. Это было довольно глубокое отверстие, и я сумел опустить туда руку по самое плечо. Почувствовав внутри предмет, я вытащил его. Это был Гаруда [13], статуя древних времен Темпа Намка. Я был qw`qrkhb от своей находки, однако осознавал, что это был сон и что все события происходили во сне. Потом я проснулся. Пришло время сворачивать наши палатки, и я забыл мой сон.
Пока люди укладывали поклажу на яков и лошадей, я заснял развалины. В одном месте я обнаружил, что нахожусь рядом с грудой земли, которая была чортеном и где я нашел Гаруду во сне. В этот момент я вспомнил свой сон и посмотрел на место, где был чортен, чтобы увидеть, был ли там свет. Хотя света не было, я увидел дыру. Я засунул туда руку, дыра не была такой же глубокой, как в сновидении. Мне пришлось копать землю, ломая при этом ногти. Когда моя рука оказалась там по плечо, я почувствовал, что там что-то есть. Я вытащил этот предмет. Это был металлический Гаруда, точно такой же, как в моем сновидении. Он был очень старый. Вы можете увидеть его изображение в фильме, который мы сняли в нашем путешествии по Тибету.
Это событие произошло вблизи горы Кайлас [14] в Тибете летом 1988 года. Это пример того, как сновидение связано с чем-то конкретным [15].
М.: Каковы окончательные результаты работы со сновидениями?
Н.: Если вы высоко продвинутый, вы можете прекратить видеть сны. Если вы умеренно продвинутый, вы можете прийти к осознаванию, что вы видите сон. По меньшей мере, если вы просто практикующий, ваши сны станут более ясными и положительными.
М.: Всегда ли ваши сны относятся к числу ясных?
Н.: Не всегда. Это зависит от обстоятельств.
Примечания к главе IV
1. Уддияна - местоположение и факт существования этой страны долго оспаривались учеными. Предполагались различные места в долине Сват в Пакистане, в Афганистане и в Западном Тибете. Уддияна предположительно является источником как Ануттара-тантр, так и тантр Дзогчена, и считается местом рождения Падмасамбхавы.
2. Норбу Ринпоче описывает практики, использующие тибетский слог А, во второй главе этой книги.
3. Вторичные условия - способ, которым первичные условия, или кармические семена, могли бы взаимодействовать со вторичными условиями, порождая сон, который может предсказать будущее, объясняется ниже в вымышленном примере.
Вследствие неправильных действий в этой или предыдущей жизни большинство индивидуумов имеет долги. Долги являются кармическим потенциалом, который может привести к тому, что индивидуум понесет какой-нибудь ущерб или смерть, когда их надо оплачивать.
Для примера возьмем индивидуума, который был сильным практикующим медитации и вел праведную жизнь. Он отдает машину механику, чтобы тот починил тормоза. Ни тот ни другой не помнят, что в прошлой жизни он причинил механику какой-то вред.
Вследствие силы кармического семени механику не удается