Шри Ауробиндо

«ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЙОГА» (Часть 2)

Синтеза Йоги.

СПОСОБЫ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ЭГО

- Каков метод растворения Эго?

Для каждого метод вырабатывается сам из направления действий, поскольку каждое Эго имеет свой собственный характер и требует специального метода. Единственные качества, необходимые для всех, это абсолютное упорство и искренность.

Избавиться от Эго также трудно, как выполнить совершенную самоотдачу. Средство - постоянно думать о Всевышнем, а не о себе, работать и действовать, выполнять садхану для Всевышнего, не смотреть, как это или то воздействует на меня лично, ничего не требовать, но передавать все Всевышнему. Это надлежащий путь.

- Какую позицию следует занять, чтобы выйти из Эго?

Это скорее намерение, чем позиция. Вы должны хотеть этого. Что человеку следует делать - вы это спрашиваете? Самое надежное средство - отдать себя Всевышнему, не пытаться тащить Всевышнее к себе, но выйти хоть немного из самого себя. Обычно, когда люди думают о Всевышнем, то первая вещь, которую они делают - это тащить так много, как только они могут, в себя, и затем, обычно, они совсем ничего не получают. Они говорят вам: Я взывал, я молил, но я не получил ответа, ничего не пришло. Но если вы спросите: Вы предлагали себя?, вам ответят: Нет, я тащил. Вот почему это не пришло. Не то, чтобы оно не пришло. Просто, когда вы тащите, вы остаетесь так закрыты в вашем Эго, что это воздвигает стену между тем, что должно быть получено и вами. Вы заключаете себя в тюрьму и затем удивляетесь, что в вашей тюрьме вы не чувствуете ничего. Выбросите себя. (Мать раскрывает руки) Отдайте себя, ничего не удерживая, просто ради радости отдачи себя. Тогда есть шанс, что вы можете почувствовать что-то.

- Пытаться чувствовать, что не ты существуешь, а только одно Всевышнее - это ли одно из средств выйти из Эго?

Это есть своего рода умственное усилие. Путем создания умственных конструкций вы не придете ко многому. Явление должно быть самопроизвольно, интенсивно, это пламя, которое горит в существе, пламя устремления. Если это происходит в голове, никакого результата не последует.

Человеческое сознание пропитано всеми его старыми идеями, этой субстанцией эгоизма. Только путем постоянной тихой бдительности и усиления сознания от него можно избавиться. Когда ему не разрешено играть, он скрывает себя и становится только тоньше, принимает пластичные и изысканные формы. Что необходимо - видеть его тихо, не расхолаживаться из-за его присутствия и ровным упорным постоянным действием истощать и выводить его из состояния системы.

Что до Эго, как бы оно ни было настойчиво, нужно следить за ним и говорить нет всем его внушениям так, чтобы каждая позиция, занятая им, доказывала бы бесполезность такого движения. Когда с ним обращаются таким образом, оно становится готовым в момент, когда душа даст ему легкий толчок, уйти из каждого поля своей деятельности, оторвавшись от своих потерянных корней. Настаивайте ровно в этом движении, и это не может не принести результатов.

Человеческая натура вся пронизана нитями Эго, и даже когда пытаются уйти от него, оно перед вами или сзади, за всеми мыслями и действиями, как тень. Видеть его - первый шаг, распознавать ложность и абсурдность эгоистических движений - второй, расхолаживать и отвергать их всякий раз - третий, но оно исчезнет полностью только тогда, когда человек видит, верит и переживает Единое во всем всегда и равно везде.

Без освобождения души и осознания подлинного САМО Эго не может уйти, то и другое необходимо. Если нет сознания САМО, как может Эго исчезнуть? Душа может быть освобождена любовью и преданностью, но я говорю о таком случае, в котором она не освобождена настолько, и тогда осознание САМО кажется более легким.

Преобразование гун необходимо для совершенствования натуры, не для освобождения. Освобождение приходит с утратой Эго и желаний.

Очевидно, что до тех пор, пока цель- Нирвана, маленькое Эго должно присутствовать, не необузданное, но трансформированное из существующего.

Форма Эго должна быть растворена, она не должна быть заменена каким-то другим видом Эго. Она должна быть заменена подлинным существом, которое чувствует себя, даже и через индивидуальное, все же единым со всеми и одним со Всевышним.

Отбросить активное Эго-чувство не достаточно, это может просто принести неактивное состояние умственности. Определенное пассивное инертное спокойствие отдельного бытия может занять место кинетического эгоизма, что не есть подлинное освобождение. Эго-чувство должно быть заменено единством с трансцендентным Всевышним и со всеобщим бытием.

Из