1. Мир согласно Дону Хуану
Истоки
Истоки видения мира дона Хуана Матуса уходят своими корнями в тайну, хотя очевидно, что они имеют мультиэтнический субстрат и разделяют многие свои элементы значения с индейским миром Мезоамерики, и в частности, с тольтекским миром. Эти соотношения можно отметить в имеющейся этноисторической информации о доколумбовой Мезоамерике, так же как и в непостредственном знании потомков тольтеков, живущих в настоящее время, и примером которых являются науа, уичоли и майя.
Такие понятия как тональ и нагваль, другое я, сновидение, земля как разумное существо и так далее, можно встретить в употреблении и практике современных индейцев на пороге 2000 года, при общении с индейцами тольтетского происхождения.
Человечество интуитивно ощущало, что есть иное понимание реальности, восходящее к полям энергии, и оно не является в полной мере таким, каким мы его обычно воспринимаем. Такое же понимание мы встречаем в религиозном и философском видении восточных течений, таких как йога или индуизм. Оно есть и в современных научных теориях физики или в течениях такой философской мысли, как феноменлогия. (Альфред Шутц 'Феноменология социального мира' 1967)
Во всяком случае похоже, что никто не выражал подобное видение реальности с такой ясностью и практичностью, как это делает Карлос Кастанеда в своих произведениях. Он выделяет в них тот факт, что такая идея (относительность восприятия и вытекающее отсюда существование альтернативных реальностей) не является чисто философской спекуляцией или праздным интеллектуальным развлечением, а имеет конкретные приложения на уровне восприятия и жизненного опыта индивидуума. Мы это можем наблюдать в экстраординарных событиях, которые происходили среди воинов партии нагвеля. Эти события описаны в девяти опубликованных до настоящего времени книгах.
Эманации орла
Для дона Хуана Матуса существующий мир состоит не из таких объектов, какими они кажутся нам, а создан из полей энергии, которые он называет 'эманациями орла' (VI-309), они и составляют фактически единственную трансцендентальную реальность.
Эти эманации сгруппированы в большие гроздья или 'пояса' (VII-181), представляющие собой независимые друг от друга миры. Дон Хуан говорит о существовании 48 больших поясов эманаций, два из которых доступны человеку во время его обычного восприятия. Один является поясом, в котором сгруппирована органическая жизнь, а в другой - поясов, который содержит структуры, не обладающие сознанием, вероятно минералы, газы, жидкости и так далее.
Внутри пояса эманаций органических существ существует, в частности, полоса человека, определяющая узкие границы восприятия известного. В той мере, в какой каждый человек не выравнивает все эманации человеческого пояса, существуют небольшие вариации в возможностях восприятия людьми друг друга, которые обычно интерпретируются как случаи особой чувствительности, экстраченсорного восприятия, психических феноменов и так далее.
Эманации, выравненные обычным образом, известны как нормальное сознание, тональ, правая сторона и так далее. Внутри человеческого пояса остается большое число доступных, но отвергнутых эманаций, которые присутствуют в качестве латентной возможности, обычно игнорируемой в течение всех жизни. Эти эманации образуют подход к неизвестному.
Эманации по ту сторону от человеческого пояса составляют собственно неизвестное, и нигогда не являются выравненными в контексте обычных людей. Эти эманации называют нагваль, необычная реальность, левая сторона и так далее. Часть работы дона Хуана и группы его воинов была направлена на развитие способности выравнивать и воспринимать такие эманации.
Точка сборки
Фактор, определяющий какие эманации будут выбраны (задействованы) или 'выравниваются' (VII-79) в конкретный момент восприятия, называются 'точкой сборки' (VII0129) и может рассматриваться как собственное сознание, которое подбирает адекватные эманации для осуществления мгновенного восприятия всех элементов, составляющих воспринимаемый мир.
Небольшое движение положения точки сборки производит выравнивание эманаций, обчыно отвергаемых человеческим поясом. Значительное изменение ее позиции производит выравнивание других больших поясов эманации.
Именно система знания, которую нам дает Кастанеда, ставит цель добиться преднамеренного перемещения точки сборки для того, чтобы осовободить человека от узких рамок своего обычного восприятия. Хотя перемещение точки сборки является непростой задачей, но даже небольшое ее движение вызывает огромные изменения в жизни